Воспитание ребенка 3. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Воспитание детей 3 - 4 лет

Кризис трех лет

Плохое поведение

Многие родители жалуются, что в период трехлетия ребенок становится упрямым, дерзким, враждебным, непослушным и неуправляемым. По мнению детского психиатра Рудольфа Дрейкурса и известного психолога Юлии Гиппенрейтер существует четыре основные причины плохого поведения ребенка:

  • Нехватка внимания - это наиболее распространенная причина . В большинстве случаев, с трех лет дети начинают ходить в детский сад, а мамы выходят на работу. И естественно, что теперь малыш не получает от своих родителей столько же внимания, как прежде.

В такой ситуации родители должны уделять своему ребенку как можно больше внимания по вечерам и в выходные дни. Ребенок, конечно, и так будет его требовать: «Мама, почитай мне. Мама, поиграй со мной. Мама, у меня не получается». И если мама отмахивается от ребенка, ссылаясь на усталость или домашние дела, он начнет искать другие способы привлечь её внимание - и они не всегда будут «адекватными».

Ведь ребенок очень быстро начинает понимать, что если он спокойненько сидит один в комнате и играет в « », никто на него и внимания не обратит. Зато когда он что-то бросил, разбил, взял опасную или недозволенную вещь - вот тогда и появляется внимание, пусть и негативное, но внимание.

Поэтому старайтесь игнорировать , хвалите его позитивные действия, отзывайтесь на призывы ребенка поиграть вместе, и уделяйте ему внимание тогда, когда малыш, казалось бы, его не ждёт.

  • Самоутверждение . Малышу очень важно чувствовать себя значимым и уважаемым человеком в семье. Как это сделать? При принятии решений, касающихся ребенка, или при решении простых бытовых вопросов, советуйтесь с ним и учитывайте его интересы и мнения. Ребенок должен знать, что он может убедить вас в своей правоте, так же, как и вы его. Именно вы должны преподать ребенку урок гибкости и компромиссов, при которых должны учитываться позиции обеих сторон.

Просите его о помощи, привлекайте к сотрудничеству, организуйте такие ситуации и дела, где ребенок мог бы почувствовать свою значимость и свой авторитет.

Трёхлетний ребенок обычно уже хорошо понимает свою половую принадлежность. , девочки - на матерей. Они стремятся во всем подражать им и с удовольствием выполняют «мужские» или наоборот «женские» обязанности.

В этот период закладывается образец будущих взаимоотношений с противоположным полом. Поэтому родителям следует внимательно следить за своим поведением и речью.

Материал к занятию.

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

3 лет свойственно быть подвижным и любопытным. Чтобы обеспечить своевременное развитие малыша, ему надо грамотно организовывать досуг. Акцентируйте внимание на играх, развивающих мелкую моторику пальчиков рук, так как это напрямую связано с формированием мозга детей. Это могут быть незамысловатые устройства из конструктора, складывание картинок из кубиков, мозаики или пазлов, игры на выполнение несложных движений в ответ на слова взрослого, разучивание стихотворений, совместное с родителем изготовление поделки, рисование, ролевые игры в -матери, доктора и т.д. Ежедневно уделяйте время для общего физического развития ребенка. Это подвижные игры, занятия зарядкой, пешие прогулки, катание на роликовых коньках и велосипеде под присмотром взрослого. Ребенок 3 лет нуждается в компании сверстников. В этом возрасте его полезно устраивать в детский сад. Если такой возможности нет, старайтесь, чтобы ребенок учился общаться с ровесниками на прогулке, устраивайте детские праздники.

Развитие ребенка 3 лет протекает правильно, если он обладает определенными умениями и навыками. Родителям не надо выполнять за него те действия, которые тот может делать самостоятельно. Особенно если это касается самообслуживания: одевания, раздевания, приема пищи, гигиенических процедур, туалета. Максимально используйте способность маленьких детей к подражанию. Неразумно учить ребенка убирать после себя игрушки, если папа не научился складывать свою одежду в шкаф, а мама оставляет грязную посуду на столе после еды. Малыш в 3 года с удовольствием помогает родителям в домашних делах. Естественно, у него пока не все хорошо получается. Важно не отбить детское желание трудиться. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать за неумелое выполнение дела, иначе труд превратится в наказание.

Позаботьтесь о безопасности ребенка, прежде чем он пойдет в детский сад. Он должен знать свою фамилию, имя, отчество и своих родителей, а также свой адрес. Поощряйте его рассказы о своей жизни: что он кушал, чем занимался, с кем играл. Приучите его, что идти к незнакомым людям нельзя, даже ели они предлагают сладости, игрушки и другое. Научите мыть руки перед едой, правильно вести себя за столом, пользоваться носовым платком, здороваться и прощаться. Учитывайте, что культурному поведению в обществе ребенок также учится у родителей. Немаловажно, чтобы ребенок заранее научился делиться своими игрушками, играть по правилам, постоять за себя. Малышей еще до 3 лет рекомендуется приучить к слову «Нельзя». То есть ребенок должен четко знать, что нельзя все, что опасно: включать электроприборы, выходить одному из дому, брать спички и т.д.

У ребенка примерно в возрасте 2,5 – 3,5 лет наступает кризис. Это проявляется в стремлении к самостоятельности: желании добиться своего, сделать все наоборот; неподчинении взрослым. Родителям надо понимать, что этот период необходим детям для развития воли и самолюбия. Важно сохранить с ребенком хорошие отношения. Чтобы смягчить кризис 3 лет у детей, необходимо заранее приучить малыша к режиму дня. Это ослабит борьбу ребенка за выполнение обычных дел: одевание, прием пищи, отход ко сну и т.д. Используйте способность ребенка в этом возрасте быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. То есть вместо того, чтобы противостоять малышу, можно отвлечь его внимание на что-то интересное и приятное. Ведите себя с малышом, как с равным себе: старайтесь советоваться с ним, позволяйте делать многое самостоятельно. Но ни в коем случае нельзя позволять малышу все, что угодно, руководствуясь вредным принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Кризис 3 лет обычно проходит в течение 1 года.

Обратите внимание

Дети нуждаются в поддержке и справедливой похвале. Если ребенок плохо помыл чашку, маме лучше похвалить его, а потом незаметно от малыша доделать дело.

Полезный совет

Позвольте ребенку делать выбор. Например, спросите: «Ты игрушки будешь убирать сейчас или перед сном?».

Чаще переключайте внимание ребенка, чтобы отвлекать его от проявления капризов и упрямства.

Связанная статья

В жизни каждого человека важно правильное воспитание. Ошибки в воспитании трехлетнего ребенка проявятся уже, когда он начнет ходить в школу. Поэтому часто говорят, что воспитание в 3 года - это борьба с детским упрямством.

Когда ребенок достигает трехлетнего возраста, в его поведении происходят существенные перемены, что нередко может напугать родителей. Малыш становится просто неуправляемым, у него резко меняется настроение и случаются приступы злости. Чтобы этот период прошел легче для обеих сторон, нужно постараться представить, что чувствует ребенок.

Малыш начинает понимать, что он личность и пытаться показать это, действуя наперекор желаниям родителей или ярко выражая недовольство, если действия не совпадают с его желанием.

Для воспитания ребенка в этот период нужно набраться терпения, ведь он сложен не только для родителей, а также и для детей. Ни в коем случае нельзя делать, так как хочет малыш. Если он увидит, что, устроив истерику, все начинают плясать под его дудку, то это не пройдет, и он всегда будет так поступать.

Не нужно предъявлять к ребенку много требований и постоянно приказывать ему, это ни к чему хорошему не приведет, ребенок только будет больше отдаляться. Родителям желательно научиться, чем-то интересным занимать малыша, разыграть спектакль с его участием или почитать книжку.

Оба родителя должны вместе прилагать усилия к воспитанию своего отпрыска и действовать согласованно. Нельзя допустить, чтобы мама запрещала все, а папа разрешал или наоборот. Желательно следить также, чтобы бабушки и дедушки не баловали малыша и не мешали воспитанию. Правильно будет согласовать всем вместе правила и придерживаться их.

Этот возраст очень важен для формирования личности ребенка. Нужно чтоб он постоянно чувствовал любовь и заботу. Если ребенок делает что-то неправильно лучше спокойно объяснить ему, почему так нельзя делать, а не пускать все на самотек, а за хорошие поступки не помешает похвалить. Тогда малыш будет чувствовать, что он не безразличен, и стараться проявлять только хорошие качества, чтоб сделать приятное родителям.

Видео по теме

Ребенок 3 года — психология и особенности поведения. Какой наш малыш в 3 года? Почему он не слушается? На что следует обратить внимание?

Живет бок о бок со своими родителями…Порой совсем незаметно пролетает это время, и вдруг оказывается: что-то упущено, на что-то не обратили внимания.

Исправлять ошибки всегда сложнее, чем не допускать их появления. Поэтому всегда нужно иметь перед собой примерные ориентиры, чтобы контролировать процесс развития малыша.

Что умею, что могу
Трехлетний малыш – это уже начинающая формироваться маленькая личность. Он достаточно чутко реагирует на отношение и поведение взрослых, поэтому любая тактическая ошибка в его воспитании может превратиться в достаточно серьезную проблему.

Если ребенок 3 года прожил, подчиняясь определенному режиму, не следует менять устоявшийся порядок. Однако переходы от одного режимного момента к другому в этом возрасте могут сопровождаться протестом, потому что у малыша уже появляются свои представления о том, что он будет делать в данный момент. Чтобы сгладить эти ситуации, необходимо заранее подготавливать кроху к смене вида деятельности, предупреждая его: «сейчас поиграем – и пойдем купаться».

При составлении режима следует учитывать, что ребенок этого возраста должен спать ночью не менее десяти – одиннадцати часов, а днем – не менее полутора – двух с половиной. Активное бодрствование без признаков переутомления не превышает шести с половиной часов.

При общении с трехлетним малышом необходимо учитывать, что, вследствие особенностей нервной деятельности этого возраста, ему сложно быстро переключаться от одной деятельности к другой. Поэтому не нужно его торопить и добиваться моментального выполнения всех просьб и указаний. Очень часто малыши, которых все время поторапливают, становятся очень медлительными, так как свыкаются с мыслью о том, что у них все получается слишком медленно.

Большинству трехлеток с большим трудом дается пассивная, малоподвижная деятельность, в частности, ожидание чего-либо или участие в какой-то процедуре, когда взрослый все делает сам (например, одевание сложной одежды). Чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к таким ситуациям, ему нужно давать какие-то задания, предлагать интересные занятия.

К трем годам малыш самостоятельно производит все больше манипуляций со своими вещами, одеждой, предметами быта. В этом возрасте такие занятия вызывают у него неподдельный интерес, и он готов проявить настойчивость и упорство, чтобы достичь результата. Очень важно не подавить это естественное стремление к самостоятельности, проявить терпение и не вмешиваться в процесс, потому что так ребенок впервые учится преодолевать трудности. Если на данном этапе взрослый берет инициативу на себя, делает все за ребенка, в более старшем возрасте приучить малыша к труду, аккуратности, самостоятельности, бывает очень сложно. К трем годам кроха должен уметь расстегивать пуговицы на рубашечке или кофточке, развязывать шнурки на ботиночках, знать порядок снятия одежды и аккуратно складывать снятую одежду.

На третьем году своей маленькой жизни малыш все больше подражает поведению и поступкам окружающих его людей. Поэтому общий уклад семьи оказывает огромное воздействие на формирование его характера и привычек.

Если своей жизни присутствовал при семейных трапезах, наблюдал за поведением взрослых за столом, проблем с обучением его культуре приема пищи не возникает. Обычно к этому возрасту малыш может вытереть губки бумажной салфеткой, надеть и снять тканевую салфетку, выйти из-за стола, вернув стул на место. При этом он уже понимает значение слов благодарности и активно использует их.

К трем годам окончательно закрепляется навык пользования горшком. Малыш четко контролирует свои физиологические потребности и не забывает предупредить взрослых о необходимости посетить туалет.

Совершенствуются навыки общей гигиены: кроха учится мыть ручки с мылом, хорошо смывает его, вытирает ладошки полотенцем. Помнит, что нужно помыть ручки после прогулки и туалета и перед трапезой.

На третьем году наблюдается ощутимый скачок в развитии активной речи: малыш говорит полноценными предложениями, может рассказать о каком-либо событии, пересказать услышанное, разучить короткий стишок. Обычно он владеет уже всеми частями речи, а словарный запас составляют около полутора тысяч слов.

Развитие речи сопровождается умением давать несложные логические умозаключения по поводу происходящих событий и собственных наблюдений.

Возрастает привязанность к родителям и другим членам семьи, появляется осознанное чувство любви. Общение с близкими становится огромным источником удовольствия, радости. Развиваются более сложные эмоции: умение сочувствовать, жалеть, сопереживать.

Нормальное психическое развитие крохи неотделимо от физического аспекта воспитания.

Совершенству тела нет предела
Если ребенок 3 года не был стеснен в своих движениях, достаточно гулял, играл со сверстниками, его физическое развитие протекало естественным образом. На третьем году наблюдается существенный прогресс:

  1. малыш уверенно ходит не только по ровной, но и по травянистой, каменистой дорожкам;
  2. умеет забираться на горки и спускаться с них;
  3. хорошо перешагивает и перепрыгивает через препятствия, спрыгивает с небольшой высоты;
  4. ловит мячик обеими руками;

Всему этому способствуют подвижные игры на свежем воздухе, ношение правильной (не стесняющей) одежды, занятия с мячом, езда на велосипеде. Физическое развитие напрямую сказывается на характере малыша: он становится уверенней, смелее, сообразительнее, настойчивей.

Для Вашего ребенка.

Воспитание ребенка 3 лет в большинстве случаев определяется возрастным кризисом, который связан с переходом от раннего возраста к дошкольному. Этот период у всех детей протекает по-своему, но в большинстве случаев он характеризуется как нестабильный и требующий особого внимания и терпения со стороны родителей.

Основные симптомы кризиса трех лет

Для того чтобы скорректировать свои действия при воспитании ребенка в 3 года, необходимо вовремя заметить симптомы развивающегося кризиса. Их впервые описала Эльза Келлер в своей работе «О личности трехлетнего ребенка», где она выделила:

  • Негативизм. Его основное проявление – отказ подчиняться взрослым, их требованиям и даже обычному укладу жизни. Детские психологи говорят, что при воспитании ребенка 3 лет необходимо отличать негативизм от обычного непослушания. Основное отличие состоит в том, что ребенок не делает именно то, о чем его просят взрослые, независимо от содержания самой просьбы или предложения. Желание противоречить может доходить в некоторых случаях до абсурда, когда ребенок белое называет черным;
  • Упрямство. Желание настоять на своем в этом возрасте может приобретать достаточно категоричные формы. При этом особых мотивов обычно для этого не возникает, но ребенок, невзирая на все разумные доводы, может продолжать стоять на своем первоначальном решении;
  • Строптивость, которая направлена не против конкретного взрослого человека, а в принципе против существующих норм воспитания и образа жизни. Также при воспитании ребенка в 3 года родители должны быть готовы, что их малыш начнет отвергать все любимые игрушки и привычные развлечения, ничего не предлагая взамен;
  • Своеволие, которое выражается в стремлении проявить самостоятельность во всех вопросах;
  • Обесценивание, которое проявляется в попытках ругаться и обзывать тех, кто ему дорог, включая родителей. Также в это время для ребенка могут потерять ценность любимые игрушки, которые он может с легкостью поломать или выбросить;
  • Протест-бунт, проявляющийся в частых ссорах с родителями, состоянии постоянного конфликта с ними и другими людьми;
  • Деспотизм, который больше всего возникает в семьях с одним ребенком. Во время воспитания ребенка 3-4 лет родители должны быть готовы к тому, что их малыш может проявлять желание оказывать давление на окружающих. Он может требовать от них выполнения того, что он хочет в данный момент времени невзирая на разумные доводы о необходимости того или иного действия (например, малышу надо идти в детский сад, потому что мама уходит на работу). Это похоже на попытку ребенка вернуться в младенчество, когда фактически любое его желание выполнялось беспрекословно.

Практически все описанные симптомы затрагивают самого ребенка и людей, которые его окружают. Молодым родителям при воспитании ребенка трех лет может показаться, что у малыша просто скверный характер, однако это не так. Кризис психологи связывают с перестройкой социальных взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми и возникновением предпосылок к самостоятельной деятельности, поскольку ребенок стремится стать похожим на взрослых.

Особенности воспитания ребенка 3 лет

Для того чтобы выработать правильные подходы к воспитанию ребенка в 3-4 года, необходимо понять основные изменения, которые происходят в этом возрасте с малышом:

  • Во-первых, обычно к трехлетнему возрасту организм ребенка достигает достаточного развития для проявления самостоятельности. Малыш становится настоящим исследователем не только окружающего мира, но и собственных возможностей. Поэтому у него возникает протест к любой помощи со стороны родителей и ограничению его активности;
  • Во-вторых, психологи считают, что в этом возрасте «рождается» личность ребенка. При воспитании ребенка 3-4 лет следует понимать, что малыш начинает психологически отдаляться от родителей и осознавать себя отдельной личностью. Наиболее употребляемой в этом возрасте фразой становится «Я сам». Его внутренний конфликт обусловлен именно желанием быть самостоятельным, при осознании своей зависимости от заботы и любви родителей;
  • В-третьих, многочисленные симптомы кризиса могут быть связаны с ошибками в воспитании ребенка в 3-4 года, когда родители вовремя не заметили того, что их малыш вырос, а, значит, в общении с ним необходимо было многое поменять.

Обычно легче всего кризис трех лет протекает в семьях, где изначально ребенок не является центром всей семейной жизни. При этом в семьях, где малыш не опекаем сверх меры родителями и другими родственниками, обычно у ребенка больше возможности для свободного развития, а, значит, значительно меньше повода для протеста.

Происходящие с малышом изменения нельзя игнорировать или подавить авторитарными методами. Раз и навсегда прекратить нежелательное поведение малыша не под силу никаким родителям. Поэтому при воспитании ребенка трех лет родители должны принять своего малыша со всеми проблемами кризисного возраста и постараться минимизировать негативные последствия этого периода. Не следует ожидать того:

  • Что ребенок будет адекватно реагировать на просьбы или запреты;
  • Что малыш будет покладистым и будет быстро соглашаться с любым предложением родителей;
  • Что он не будет выражать отрицательные эмоции.

При этом ко всем проявленным в этом возрасте симптомам нужно отнестись с пониманием, поскольку именно сейчас закладываются многие черты характера, которые определят дальнейшую судьбу малыша. Многие психологи советуют при воспитании ребенка 3-4 лет понять, что «воевать» с ребенком в этом возрасте нельзя, а необходимо искать новые подходы для общения с ним.

По мнению психологов для преодоления кризиса нужно искать «золотую» середину. Это связано с тем, что неограниченная свобода наносит ребенку такой же вред, что и строгие ограничения. Поэтому малышу следует предоставлять больше самостоятельности, однако при этом его не нужно оставлять без внимания, пуская процесс на самотек. Лучшим решением будет сотрудничество, направленное на всестороннее развитие, и поддержка, которую малыш обязательно оценит. Молодым родителям в преодолении кризиса трехлетнего возраста может помочь книга известного педагога М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому», в которой изложены действенные методы воспитания ребенка 3 лет.

При проявлении симптомов, которые во многом напоминают кризис подросткового периода, не следует пытаться «задавить» ребенка собственным авторитетом, а, уважая его стремление к самостоятельности, нужно проявлять больше гибкости и находчивости, стараться увлекать его новыми играми, активным отдыхом, развивающими занятиями. Возможно, с первого раза малыш и не прислушается к словам родителей, однако при всей готовности опротестовать все предложения, он со временем их может принять, если решит, что именно он является их инициатором.

При воспитании ребенка трех лет нужно понимать, что детский бунт необходим для того, чтобы ребенок смог лучше понять себя и развить необходимую для дальнейшей жизни самостоятельность.