Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности.

Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей.

Что же такое познавательная активность? Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина активность. Обратимся к словесным источникам. В толковом словаре, активный - энергичный, деятельный; противоположное - пассивный.

Активность как особенность личности, выявляется в энергичной, интенсивной деятельности: в труде, обучении, в общественной жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх…(Педагогическая энциклопедия). То есть человек с такими качествами стремится брать активное участие во всём, показывает себя в деятельности.

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.

Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности - активности и творчестве. Не противоречит современным взглядам обозначение активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной природы.

Есть ещё одна группа учёных, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И.Щукина определяет « познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

Некоторые учёные определяют процесс познавательной активности детей как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие «развитие» общепринято в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в них определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперёд. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Диалектический подход к обозначению понятия активности находим и в трудах В.Сухомлинского. Известный педагог считал, что только в деятельности проявляется активность человека.

Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом. Известно, что познание - главная деятельность дошкольников, это процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность».

Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Ещё Роджерс подчёркивал: на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Таким образом, условием развития познавательной активности, вознесения её на высшую ступень являются практические исследовательские действия самого ребёнка. И в этом мы ещё раз убеждаемся, читая труды учёных- Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и других. Под познавательной активностью они понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда - условие от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.

Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности.

Применение личностно - ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе - акцент при этом переносится на деятельную личность.

Активность дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, обгрунтовывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления- с жизни и книжки… Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.

Важный источник познавательной активности дошкольника - опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2001. - 58 с.

Однако познавательную активность нельзя рассматривать как прямолинейное движение. Это - движение по спирали. Сказанное обозначает, разработка оптимальной технологии формирования определённых умений предвидит не только определения взрослыми круга знаний, которые должен усвоить ребёнок, а и согласование спроектированного содержания с индивидуальным опытом каждого ребёнка. Только при таких условиях практические задания связываются с нуждами исполнителя, с его намерениями и ценностями.

Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Для детей дошкольного возраста всё новое, неизвестное познаётся в процессе общения со взрослыми. А взрослые знакомят детей с новым при помощи игры, т.е в игровой форме.

Вопросами познавательного интереса занимались педагоги-классики Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Проблема познавательного интереса явилась исследованием многих российских педагогов и психологов (Ю.К. Бабанский, В.Б. Бондаревский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Черкасов, Г.И. Щукина, М.И. Бекоева и др.). Анализ всех определений сущности познавательного интереса показывает, что интерес определяется как стремление к знаниям.

Как считают многие исследователи, познавательный интерес часто выступает в форме выражения потребности (Б.И. Додонов, Д.А. Кикнадзе, А.Г. Ковалев, В.Т. Лежнев, А.В. Петровский, и др.).

Далее, в анализе литературы, автором было исследовано понятие «игра». В философии, педагогике, психологии термин «игра» имеет различные толкования. Исследования в области игровой деятельности проводили как зарубежные, так и отечественные ученые, которые отмечают, что игра является основным видом деятельности дошкольников.

В частности, Н.Д. Гальскова, Е.А. Глухарева, И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина, Д.О. Добровольский, Н.И. Шляпина, А.П. Василевич, Д.А. Хасин, З.Н. Никитенко, Т.А. Чистякова, Е.М. Черкушенко, Г.И. Солина, И.И. Петричук подчеркивают, что игра - это один из основных видов деятельности дошкольников, который способствует формированию познавательного интереса к иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова, М.Ф. Стронин, И.С. Рязанова предлагают различные классификации игровой деятельности при обучении иностранному языку.

Важную роль при формировании познавательного интереса в обучении иностранному языку ряд педагогов (Г.И. Воронина и О.Н. Трунова, Ш.А. Амонашвили, Л.Б. Беккер, И.Л. Бим, И.А. Зимняя, С.М. Рыцлин, О.С. Ханова) отдают личности учителя.

Опыт работы с дошкольниками показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания. Получается, как раз за пониманием идёт «вспышка активности». Это, в свою, очередь, вызывает у ребенка положительные эмоции. Тут следует вспомнить слова известного украинского психолога Г. Костюка, который утверждал, что понимание является не только интеллектуальным процессом, когда раскрывается « цветок понимания», а и всегда эмоционально переживается личностью.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.

Таким образом, условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, вознесения их на высший уровень является практика, исследовательская деятельность. Первостепенное значение приобретает факт успешного завершения поисковых действий. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей.

Хорошо известно, что развитие творческого мышления обеспечивается не воспроизведением ребенком известных образцов действий, а формированием у него способности комбинировать перегруппировать, рассматривать что-то с разных точек зрения, прибегать к ассоциациям. Чем богаче ассоциации, тем свободнее чувствует себя ребёнок, исполняя практические задания, и тем выше его познавательная активность. Безусловно, использование готовых образцов (правил, принципов, алгоритмов) облегчает взрослому руководство процессом усвоения ребёнком знаний, создаёт благоприятные условия для контроля, коррекции и оценки его деятельности. Но не стоит забывать, что такая стратегия, целесообразна, относительна некоторых детей, а, в общем, она снижает самостоятельною и познавательную активность детей, приучает их быть послушными исполнителями чьих-то условий, поэтому не может быть приоритетной. Проскурова Е.В. развитие познавательных способностей дошкольника. под/ред. Венгера Л.А. Киев 1985 - 96 с.

Оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях воспитанник может сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет. Поскольку такая ситуация для детей, неуверенных в себе, необычная или даже нежелательная, тревожная, необходимо подбодрить ребёнка, высказать уверенность в его возможностях, поддержать его старания, подчеркнуть, что он может выбрать самый удобный, самый интересный для себя способ. Сделать ему это нелегко, потому что придется освободиться от привычки заглядывать к соседу, ждать указаний взрослого, от страха перед ошибкой.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда её становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Таким образом, познавательную активность можно определить, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ребёнка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Анализ всех определений сущности познавательного интереса как психологического образования имеющее мотивационное значение, показывает, что непременными являются следующие два обстоятельства:

  • 1) наличие в них потребности;
  • 2) эмоциональное переживание этой потребности.

Анализ исследований данного аспекта позволяет автору сделать вывод, что познавательный интерес - психологический процесс, который характеризуется следующими показателями:

  • · интенсивность познавательной деятельности,
  • · глубина познавательного процесса,
  • · степень самостоятельности познавательной деятельности,
  • · целеустремленность познавательной деятельности,
  • · взаимосвязь познавательного интереса и склонностей. Проанализировав формирование и развитие интереса, автор сделал следующие выводы:
  • · интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой и общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания;
  • · наиболее устойчивый интерес дошкольников к знаниям проявляется с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.
  • · огромную роль в пробуждении и развитии интересов к учению играет личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость).
  • · положительный и действенный познавательный интерес обеспечивается пониманием дошкольников значения и сущности изучаемого материала в процессе целостного педагогического процесса

Галина Хосиямо
Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.

Краткая аннотация

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации . В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка . Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности , которая находит отражение в форме поисковой , исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления . Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей . Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей , их интеллектуальных способностей, была выбрана тема исследования.

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и в педагогической литературе Г. И. Щукина , Н. Г. Морозова .

Г. И. Щукина.

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес . Его предметом является самое значительное свойство человека : познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Более того, познавательный интерес , активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития : любопытство, любознательность, познавательный интерес , теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию . И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания , удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира , которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами , ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать , интерпретировать его в своей практической деятельности , что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка . Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка , которая находит выражение в форме поисковой , исследовательской активности , направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы : "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы , выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась , являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды -в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес . Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний, объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность , создавать детям условия для самостоятельного поиска информации . Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией . Именно присвоение информации через ее изменение , дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание. В настоящее время мы являемся свидетелями того , как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов . Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование". Детское экспериментирование является особой формой дошкольников . В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования ) . Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности , целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки , укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности .

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям . В дошкольном возрасте он является ведущим , а в первые три года – практически единственным способом познания мира . Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Обобщая собственный богатый фактический материал , Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том , что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания . Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет) . Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности : видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей . В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям : максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Итак, наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире, как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли : и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности , и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования :

Экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста ;

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. ;

Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т. п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, Но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные , но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы.

Обогащался опыт детей , шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа : Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей , помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам : О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома : исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность , любознательность. И что немаловажно : специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

На основании проведенной работы можно убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников .

Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности , увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования , на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования ) . Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых .

Мария Косова
Развитие познавательной активности старших дошкольников

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. В основе любой деятельности дошкольника лежит его познавательная активность . Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе потребности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Уровень познавательной активности в детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром.

Положительное отношение к познанию достигается , в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых, которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Педагогу необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка , наблюдать за его ростом и развитием , сравнивать результаты работы с его продвижением. Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей . Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу .

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников :

Метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

Метод стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий;

Метод «преднамеренных ошибок» , когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои способы решения задачи.

Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников .

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников Что я слышу - забываю. Что я вижу - я помню. Что я делаю я понимаю». Конфуций. Познавательная активность не врождённа. Она формируется.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми Феклина Светлана Владимировна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №411» г. о. Самара e-mail [email protected].

Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности «Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»Актуальность Сегодня.

Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку». Развитие познавательной активности старших дошкольников Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку» Развитие познавательной активности старших дошкольников Краткая аннотация проекта.

Прежде чем приступить к анализу понятия «познавательная активность», следует разобрать термин «активность».

Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность .

По мнению А.Н. Леонтьева , активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей.

Н.Н. Поддьяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым . Собственная активность ребенка - это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной .

Н.Н. Поддьяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменяется его совместной активностью со взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. .

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом - ребенком, продиктована его внутренним состоянием. Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н.Н. Поддьякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает ученый, малыш так усваивает содержание деятельности, определенное педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм .

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, так как очень тесно переплетены в сознании ребенка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребенком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».

Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования, формирования общих учебных умений, оптимизации познавательной деятельности воспитанников, взаимоотношений детей со сверстниками и взрослым; роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности детей.

Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности, как естественное стремление ребенка к познанию, как состояние готовности к познавательной деятельности, как свойство или качество личности.

Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.

Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный и компонент социальной ориентации.

Учитывая всю трудность фиксации такого сложного феномена, как познавательная активность, и предвидя возможность неравномерного развития отдельных ее компонентов, мы избрали подход поэлементного изучения. В каждом структурном компоненте нами обозначены эмпирические элементы поддающиеся наблюдению, фиксированию и теоретическому анализу. Каждый внешний признак элемента структуры познавательной активности может быть отражен в определенных критериях, которые характеризуют уровень проявления данного элемента.

Система внешних признаков позволяет фиксировать качественное состояние компонентов познавательной активности, а выделенные уровни проявления данных признаков отражают степень сформированности компонентов с количественных позиций.

Учитывая, что развитие эмоционального, волевого и мотивационного компонентов во многом обусловлено протеканием внутренних психических процессов, мы относим данные компоненты к внутренней сфере познавательной активности, а содержательно-операциональный и компонент социальной ориентации - к сфере внешней .

Выделенные компоненты познавательной активности могут находиться на различных уровнях развития, но при этом они, как части системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимозависимости.

Так, например, положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности стимулирует развитие содержательно-процессуального компонента и наоборот, значительный объем знаний умений и навыков создает позитивный настрой по отношению к учебной деятельности.

Все выделяемые исследователями уровни познавательной активности можно классифицировать по следующим основаниям.

По отношению к деятельности:

  • 1. Потенциальная активность, характеризующая личность со стороны готовности, стремления к деятельности.
  • 2. Реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, выполняемой в данном конкретном случае. Основные показатели: энергичность, интенсивность, результативность, самостоятельность, творчество, сила воли.

По длительности и устойчивости:

  • 1. Ситуативная активность, которая носит эпизодический характер.
  • 2. Интегральная активность, определяющая общее доминирующее отношение к деятельности.

По характеру деятельности:

  • 1. Репродуктивно-подражательная. Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу.
  • 2. Поисково-исполнительская. Характеризуется стремлением к выявлению смысла явлений и процессов, определению связей между ними, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Средства для выполнения поставленной задачи отыскиваются самостоятельно.
  • 3. Творческая. Совершается путем поиска, инициативы в постановке целей и задач, выработки самостоятельной оптимальной программы действий, переносу знаний в новые условия .

Данные уровни сформированности познавательной активности выделены с позиции качественного измерения, с точки зрения же количественного измерения обычно выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Степень успешности процесса формирования познавательной активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов. К внутренним мы относим биологические факторы, а также психические свойства личности (способности, характер, темперамент и направленность), к внешним - социальные и педагогические.

Активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. Активность - предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. В системе познавательных процессов активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими особенностями саморегуляции .

В продуктивной познавательной активности эти уровни выражаются 1) как активность внимания, вызываемая новизной стимула и разворачивающаяся в систему ориентировочно-исследовательской деятельности; 2) как исследовательская познавательная активность, вызываемая в проблемной ситуации в условиях обучения, в общении, профессиональной деятельности; 3) как личностная активность, выражающаяся в форме «интеллектуальной инициативы», «надситуативной активности», «самореализации» личности. Адаптивные формы активности и соответствующие им процессы вызываются многочисленными потребностями и теми видами мотивации, которые получили общую характеристику мотивов достижения (успеха). Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.

В данном направлении ведутся исследования различных аспектов процесса формирования познавательной активности детей. Ученые определяют сущность понятия «познавательная активность», однако, в современной науке пока нет однозначного его толкования, что требует проведения дополнительных исследований для уточнения. Единичные исследования посвящены изучению факторов и условий развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Вместе с тем ученые и педагоги указывают на то, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Проведенный нами в процессе исследования опрос учителей начальной школы показал, что в первый класс поступает большинство детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Ученые утверждают, что одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт. Согласно концепции Л.С. Выготского ребенок в процессе своего развития присваивает социокультурный опыт человечества, представленный в форме различных знаков, символов, моделей и т.п.

Методические приемы активизации учебной деятельности:

  • 1) задания по самоанализу;
  • 2) задания творческого характера;
  • 3) задания, направленные на повышение уровня знаний;
  • 4) задания проблемного содержания;
  • 5) задания игрового и соревновательного характера;
  • 6) задания, направленные на варьирование содержания и способов выполнения.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Cчитается, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение, потребность в новых впечатлениях, общий уровень развития активности. Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение развития познавательной активности внутри рамок, которые определяет общество .

Описание и изучение ситуации как одного из факторов, определяющих поведение человека, на сегодняшний день является одним из перспективных направлений в психологии. Очевидно, что изучение личности без учета ситуационных факторов невозможно.

В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г.И. Щукина), «деятельное состояние» (Т.И. Шамова), «стремление человека к познанию» (Т.И. Зубкова).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов (таблица 1).

Таблица 1 Определения познавательной активности

Определения познавательной активности

Ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности

Г.И. Щукина

В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент

В.С. Ильин

Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности

Т.И. Шамова

Естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование

Т.И. Зубкова

Опираясь на вышеуказанные определения, можно сделать вывод, что под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст старших дошкольников является благоприятным периодом для формирования познавательной активности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Коссаковская, А.Н. Леонтьев). Познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста проявляется в процессе усвоения речи и выражается в словотворчестве и в детских вопросах различного типа.

В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок старшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.

Принимая во внимание особенности развития детей старшего дошкольного возраста, Т.И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности . Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние.

Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности .

Учитывая особенности развития познавательной активности дошкольников, Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности (таблица 2).

Таблица 2 Уровни проявления познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Уровни проявления познавательной активности

Характеристика

Воспроизводящая активность

Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»

Интерпретирующая активность

Стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях

Творческая активность

Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы

Таким образом, основу познавательной активности детей старшего дошкольного возраста составляет стремление понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования. Из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий в процессе исследования были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Их можно идентифицировать по следующим показателям (таблица 3).

Таблица 3 Компоненты познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность детей старшего дошкольного возраста - это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности. Поэтому так важно осуществлять экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста.

марина грек
Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Специфика развития

Старший дошкольный возраст – это особый период развития ребенка , расцвета детской познавательной активности .

В этом возраст , когда перестраивается психическая жизнь ребенка. Ребенок старается как-то упорядочить и познать окружающий мир , более точно определить в нем связи и закономерности. Наступает период идей маленьких философов. У детей постепенно появляется первый «набросок» детского мировоззрения.

В психолого-педагогической литературе познавательная активность рассматривается как постоянно развивающееся качество личности , отражающее готовность дошкольника к познанию , проявление интереса к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, позитивное эмоциональное переживание при получении новых сведений.

Дошкольник , активно познающий окружающий его мир , стремиться понять наблюдаемые явления, события. При хорошо организованной педагогической работе у детей быстрыми темпами развивается память , речь, воображение, дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Особенностью мотивационно-волевой сферы старших дошкольников является : целенаправленность действий, соподчинение мотивов, произвольность деятельности. Важнейшую роль в деятельности дошкольников играют мотивы , связанные с интересом к деятельности, познавательные мотивы , мотивы определения положительного взаимоотношения с другими людьми, мотивы достижения успеха, нравственные и общественные мотивы, но еще отсутствуют мотивы личностного роста, характерные для старших возрастов .

Известно, что для детей дошкольного возраста присуще яркие , непроизвольные чувства, резко «вспыхивают» и так же быстро угасают. Старшие дошкольники в сложных ситуациях уже могут сдерживать свои чувства, регулировать или скрывать их проявления. В силу возрастных особенностей у детей начинают развиваться такие качества , как самостоятельность, ответственность, упорство, инициативность, гарантирующие волевую регуляцию в поведении. Значимым фактом в развитии ребенка является становление самосознания (наиболее высокая осмысленность мотивов собственной деятельности, наиболее справедливая оценка своих способностей, качеств личности и поведения, однако еще наблюдается склонность к завышенной самооценке).

Существуют свои особенности в развитии познавательной сферы дошкольников . Основным видом мышления выступает наглядно-образное. Оно позволяет ребенку при решении той или иной проблемы опираться не на конкретные действия и предметы, а на представления их. Значимым условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослую. Надо отметить, что многие дети старшего дошкольного возраста демонстрируют присутствие зачатков понятийного мышления, его отдельных элементов. С развитием мышления теснейшим образом связаны изменения в речи ребенка. К концу дошкольного возраста речь становится средством мышления и принимает участие в постановке цели и планировании деятельности.

Рассмотрим понятие «познавательная активность » с точки зрения присутствия в нем двух аспектов : психологического и социального. В качестве психологических аспектов познавательной активности выступают деятельностное состояние ребенка и качество самой познавательной деятельности дошкольника . Диапазон социальной составляющей ограни-чивается не только личностными проявлениями ребенка, но и его отно-шением к содержанию и характеру деятельности : интересом, развитием мотивационной сферы , желанием мобилизовать свои нравственно-волевые усилия и конкретный адресат приложения этих усилий достижение ребенком учебно-познавательной цели .

Поэтому будет объективно отметить, что познавательная активность устанавливает качество деятельности, но весьма своеобразное – через отношение субъекта, содержащее готовность и стремление действовать, сделать работу быстрее, энергичнее, проявить инициативу.

Особенность познавательной активности в старшем дошкольном возрасте находит свое выражение через выделение ее структурных компонентов. Стремление структурировать познавательную активность предпринимается уже на протяжении достаточно длительного времени. В составе основных структурных компонентов выделяют следующие :

– индивидуальный темп совершения действий, необходимость в напряженной деятельности, стремление к различной деятельности (М. В. Бодунов) ;

– тип потребностей, вызывающих активность , структуру психической регуляции активности , закономерности развития (и воспитания) активности (А. М. Матюшкин) ;

познавательные потребности , способности, волевые качества (Ф. З. Забихуллин) ;

– критический подход к себе, самооценку, внимательность, организованность, эрудированность, любознательность, инициативность, эмоциональный интерес, творческое мышление (А. Г. Чащевая) .

Ш. А. Амонашвили считает, что в структуре познавательной активности необходимо выделить : мотив, объект познания , способы и средства действия с объектом, посредническую роль педагога, результат познавательной активности .

В структуре познавательной активности старших дошкольников нами выделены следующие компоненты :

1) личностный, который показывает себя в определенных изменениях поведения дошкольника , взаимосвязанный с его познавательной сферой . Интенсивное развитие всех познавательных процессов , обусловленных развитием памяти ребенка , возникновение таких поведенческих реакций и проявлений, которые свидетельствуют об особом состоянии готовности к предстоящей деятельности. Это состояние выражается через систему действий, признаков, зависящее от настрое дошкольника на предстоящую деятельность, и находит выход через сосредоточенное внимание, прояв-ление чрезмерного интереса, любопытства, активную энергетику и т . д.

Таким образом, личностный компонент познавательной активности по существу отражает состояние, предшествующее самой активности ;

2) мотивационный. Уровень развития мотивационно-потребностной сферы старшего дошкольника , который является основой для развития его познавательной потребности интереса. Интерес чаще всего определяют, как осознанную потребность. Отсюда интерес «фиксируется, как объек-тивно существующее отношение между состоянием среды и потребностями социального субъекта». Однако в качестве активной мощи интерес будет выступать, только отразившись в сознании, приняв форму побудительного мотива к действию. Поэтому мотивационный компонент – инструментальная основа познавательной активности , выражающая особое отношение между индивидами по поводу реализации и удовлетворения их потребностей. Она находит себя через наличие и характер познавательной потребности , познавательную мотивацию , прояв-ления познавательного интереса ;

3) эмоционально-волевой, проявляющийся в существовании эмоциональных состояний ребенка и проявлении его волевых побуждений.

Присущие ребенку эмоции и чувства способствуют овладению и обработке знаний. Целостность чувств и мышления содержит значение только тогда, когда субъектом выступает человек. «Чувствуя, человек испытывает единственность, единичность, индивидуальность, все многооб-разие бытия. Отсюда любая деятельность человека, направленная на другого человека или на вещь, опосредованы чувствами и чувственностью». С другой стороны, эмоции и чувства – это проявление активной познавательной потребности , в которой объединяются в одно целое интеллектуальное, эмоциональное и волевое сферы. Созерцательная деятельность человека начинается с воздействия бытия на чувства и заканчивается проверкой абстрактного мышления в сфере чувств, даже если все это происходит в общении.

Эмоционально-волевой компонент представляет собою период подкрепления, корректировки и обновления познавательной активности , где эмоции гарантируют прямое протекание самой активности , окрашивают активность , придают ей эмоциональный смысл, личностную значимость для старшего дошкольника . Реальность прорывается и регулярно исправляется чувственным созерцанием. Только лишь благодаря чувствам приоткрываться единственность и индивидуальность бытия. Проявление чувств при этом возможно в случае «активных отношений » . Включение в процесс познавательной активности , воли обосновано возникновение необходимости напряжения в самом процессе познавательной деятельности . Воля в таком случае выступает в качестве регулятора познавательной активности и задает направление активности .

Таким образом, система пуска данного компонента познавательной активности приводят в действие : а) эмоциональный интерес, влияющий на восприятие и на направленность внимания ребенка; б) волю, регулирующую процесс и течение познавательной деятельности ;

4) деятельностный, характеризующий саму деятельность дошкольника , ее интенсивность и характер. «Предметная деятельность человека без его развития теряет смысл и целесообразность, а развитие самого человека вне предметной деятельности невозможно» (К. Маркс, Ф. Энгельс) . Подтверждение потребности выделения данного компонента мы видим в том, что в процессе реализации субъектности человека только предметная деятельность способна создавать формы психического отражения и самосознание. Сама личность человека создает деятельностью. Сознание – это нужный момент собственного движения деятельности по изменению предметного мира. Субъектность человека представлена его сознанием.

Следует подчеркнуть, именно в деятельности и только через деятельность происходит накапливание нового содержания человеческой активности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и активности познава-тельной . Деятельностный компонент познавательной активности предполагает реализацию самой активности через этапы последовательно сменяющих друг друга действий и операций. Познавательная активность раскрывается через наличие комплекса таких характеристик, как стремление к достижению познавательных целей , умение действовать, про-являть самостоятельность, ответственность при выполнении задания, стремление выполнить работу быстро, проявить инициативу и т. д.

Следовательно, развитие познавательной активности старших дошкольников в данном случае осуществляется через выделение структурных компонентов познавательной активности . В качестве структурных компонентов выступают личностный, мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный.

Обратим внимание на то, что особое значение для развития познавательной активности детей дошкольного возраста имеет общение . Общение со старшими для ребенка служит единственно возможным контактом, в котором он постигает и присваивает добытое людьми ранее. Именно посредством общения с взрослыми познавательная активность дошкольников возрастает , развивается , совершенствуется. Особое значение имеет не интенсивность общения, а его содержание и направленность. Максимально эффективным в плане развития познавательной активности ребенка будет общение – сотрудничество, объективно обусловливаемое тем стилем взаимодействия, которого придерживается взрослый. Максимально эффективным в плане развития познавательной активности детей дошкольного возраста будет демократический стиль общения педагога с ребенком, который характеризуется ориентацией на индивидуальные особенности и возможности ребенка, открытым и свободным обсуждением проблем совместно с детьми.

Таким образом, особое значение для оптимального развития познавательной активности дошкольников имеет стиль общения с ними со стороны взрослого.

Итак, в результате проведенного нами анализа мы определили познавательную активность , как изменяющееся свойство личности, которое проявляет глубокую убежденность ребенка в необходимости познания , что находит проявление в сознании цели деятельности, готовности к действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности .

Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте положительно влияет на развитие личности . В силу этого, необходимо на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по развитию познавательной активности дошкольников .

Список литературы

1. Волошена, Е. А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста психологические науки / Е. А. Волошена, О. Н. Истратова // Приволжский научный вестник. – 2014. – №9. – С. 93–97.

2. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону, 2008. – 2-е изд. – 349 с.

3. Козлова, С. А., Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов 2-е издание / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия» , 2008. – 416 с.

4. Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании [Текст] / А. Н. Нефедова // Педагогическое образование и наука. –2011. – № 3. – С. 19-22.

Рябова, Л. Н. Изучение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Л . Н. Усова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 136–139.