Период раннего детства относится к возрасту. Период раннего детства (1—3 года)


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Ранний возраст

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.
Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. Хорошее настроение детей поддерживается правильной организацией их жизни,- активной деятельностью, интересными впечатлениями и главным образом разумно организованным общением со взрослыми.
Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.
При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.
Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, - сосательный - на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание - дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.
Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.
Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.
В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:
соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.
Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Период раннего детства (1-3 года)

Овладение речью в раннем возрасте происходит в течение сравнительно короткого времени. Именно поэтому ранний возраст считается сензитивным для развития речи. В данный период идет интенсивное развитие и импрес- сивной (понимание) и экспрессивной (разговорная речь) видов речи.

В раннем возрасте выделяют два уровня импрессивной речи: понимание ситуативной речи и понимание контекстной речи. Вначале (в возрасте 1,5-2 лет) развивается понимание ситуативной речи, когда ребенок может понять практически любую речь в контексте данной ситуации. К трем годам формируется понимание контекстной речи, т.е. речи-рассказа (не связана с непосредственной ситуацией).

Развитие активной, разговорной речи идет по трем уровням: фонемному, словообразовательному и синтаксическому, причем различные уровни языковой системы осваиваются ребенком не последовательно, а одновременно .

Генез фонемного уровня в первую очередь связан с формированием фонематического слуха. На фонемной стадии (с 11 мес. до 1 года 10 мес.) была установлена последовательность развития фонематического слуха: вначале возникает различие гласных, потом согласных; затем происходит дифференциация твердых и мягких, позже - глухих и звонких и, наконец, шипящих и свистящих согласных. К двум годам фонематический уровень оказывается в основном достаточно развитым, т.е. ребенок различает все звуки и произносит правильно большинство из них. В раннем возрасте ребенок часто неточно произносит сложные слова. На 2-м году для детей более доступны для произношения односложные слова (дай, да) и слова, состоящие из двух повторяющихся слогов (мама, папа), в связи с чем появляется автономная речь - слова, заменяющие более сложные слова (например «ав-ав» вместо «собака»). К концу 2-го года ребенок усваивает правильное произношение значительного числа двусложных слов, однако более сложные слова часто произносит неправильно. На искажение звукового состава слов оказывает влияние не только несформированность фонетического уровня, но и структура самого слова (ребенок сокращает стечения согласных, выпускает или заменяет сложные для произнесения согласные, пропускает безударные слоги и т.д.).

В формировании синтаксического уровня речи по данным А. Н. Гвоздева выделяются два основных периода: первый (1 год 3 мес. - 1 год 10 мес.) характеризуется отсутствием грамматических структур и употреблением в неизменном виде отдельных слов. На первой стадии этого периода (1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.) ребенок в качестве предложения использует отдельное слово, которое характеризует целую ситуацию (стадия однословного предложения или холофразы). На второй стадии этого периода (1 год 8 мес. - 1 год 10 мес.) ребенок начинает употреблять двусловпые предложения или предложения, состоящие из нескольких слов, грамматически никак не связанные между собой (стадия телеграфной речи). Второй период (1 год 10 мес. - 3 года) характеризуется началом интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Ребенок осваивает род, число, падежи, склонения, спряжения. Ближе к концу периода ребенок может использовать в речи не только простые предложения, но и сложносочиненные предложения.

Параллельно идет развитие лексического уровня - овладение словарным составом языковой системы. Чаще всего первые слова появляются в конце младенческого возраста (10-12 мес.). Следовательно, с младенческого возраста начинают образовываться связи отдельных слов с обозначаемыми ими предметами, что составляет начало развития семантической функции речи. На развитие словарного запаса влияет частота, длительность и качество общения взрослых с ребенком. К концу раннего детства в словарном составе ребенка имеются все части речи, но больше всего представлены существительные и глаголы. В год активный словарный запас ребенка составляет от 1-2 до 10 слов, в 1,5 года - 10-30 слов (до 50 слов), в 2 года - более 200 слов, в 3 года - 1000-1500 слов

  • Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике
  • Административная ответственность: основания и особенности. Порядок назначения административных наказаний.
  • Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
  • Анатомической особенностью среднего уха у детей раннего возраста является какая слуховая труба
  • Андрогинность и особенности мужского и женского личного влияния
  • Античная философия: идеалистические школы и направления досократического периода (пифагорейцы, элейская школа).
  • Назвать источники развития педагогики как науки. Дать понятие народной педагогики. Охарактеризовать белорусскую народную педагогику, назвать ее основные задачи и средства воспитания.

    Современная педагогическая наука возникла не на пусто месте. Она имеет ряд источников:

    1. Прогрессивные идеи прошлого , которые актуальны и сегодня. Например, дидактические принципы, разработанные Коменским, составляют основу современной дидактики.

    2. Педагогическая практика, опыт воспитания и обучения детей и молодежи , который сложился ранее. Например, система сенсорного воспитания Марии Монтессори.

    3. Смежные науки, которые предоставляют свои данные для развития педагогической мысли. Прежде всего, это психология, анатомия, физиология, социология.

    4. Религия, под влиянием которой складывался опыт воспитания прошлых веков. В религиозных учениях сконцентрированы представления человечества о морали и нравственности, раскрыты идеалы отношений между людьми.

    5. Экспериментальные исследования, позволяющие практическим путем проверять научные гипотезы и получать новые, научно доказанные факты и сведения, необходимые для совершенствования педагогического процесса.

    6. Инструктивно-директивные документы и законодательные акты в области образования, которые отражают цели, задачи, основные направления и содержание педагогического процесса, определяют требования к нему. Сегодня это, прежде всего, Закон РБ «Об Образовании» и Кодекс РБ об образовании, а также образовательные стандарты и образовательные и учебные программы и планы.

    7. Важнейшим источником педагогических представлений о воспитании и развитии подрастающего поколения является народная педагогика , которая представляет собойпедагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народы, закрепленный и отраженный в его традициях, обычаях, героическом эпосе, фольклоре, пословицах, поговорках, народных играх и т.д.

    Народная педагогика – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.

    Традиции белорусской народной педагогики складывались в течение многих веков под влиянием исторических, экономических, географических, политических, религиозных факторов. Огромное влияние на формирование ее идеалов и традиций оказало ее географическое положение и политический статус. Богатые лесами, озерами и другими богатствами земли этнических белорусов способствовала развитию охоты, земледелия, ремесел. Труд - центральное понятие белорусской народной педагогики. Трудовое воспитание - ее основа. Трудолюбие – одна из черт, присущих белорусскому народу.

    В составе Киевской Руси белорусские земли принимают христианство, библейские заповеди лежат в основе нравственного воспитания, они учат терпению, гостеприимству, неосуждению, милосердию все эти качества в полной мере присущи белорусскому народу. Понятие добра – также является важнейшей категорией белорусской народной педагогики.

    Кроме того, Беларусь всегда была страной просвещенной, тянувшейся к знаниям и достижениям мировой культуры. Полоцкое княжество в свое время было одним из крупнейших и известнейших центров культуры и ремесел, соперничавших с такими великими княжествами, как Киевское, Новгородское, Московское. Всемирно известны имена белорусских просветителей – Сымона Будного, Симеона Полоцкого, Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины и др. Беларусь подарила миру множество ученых, поэтов, художников.

    Бесчисленные беды и лишения, обрушившиеся на Беларусь за долгую историю ее существования не смогли искоренить сложившихся традиций и идеалов. С оружием в руках защитники белорусской земли встречали врагов, отдавая жизнь за свою родину. Память о героях войны 1812г., Великой Отечественной хранят новые поколения. Патриотизм всегда был присущ белорусскому народу.

    Главным творцом и хранителем традиций всегда являлась семья. Именно в семье определялись правила и нормы, которых придерживались все члены общества. Задачами белорусской народной педагогики всегда были: воспитание труженика, семьянина и патриота своей Родины. Основными средствами воспитания в белорусской народной педагогике являются труд, игра, традиции, обычаи, обряды, праздники, песни, танцы, устное народное творчество, родной язык.

    Охарактеризовать особенности периода раннего детства и раскрыть его значение.

    Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста:

    1. Для физического и нервно-психического развития д етей первых лет жизни характерен быстрый темп и скачкообразность, неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).

    2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.

    3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между физическим и психическим развитием : крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.

    4. В раннем детстве проявляется высокая эмоциональность детей. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка. Дети искренне и глубоко переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Следует оберегать ранимую психику малышей от нежелательных воздействий окружающей среды (в т.ч. и слишком сильных положительных впечатлений). Необходимо обеспечить организацию жизнедеятельности детей таким образом, чтобы поддерживать хорошее, уравновешенное настроение детей.

    5. В раннем возрасте дети отличаются высокой подражательностью инеустойчивостью эмоционального состояния. Плачущий малыш быстро забывает о своем огорчении, если его отвлечь яркой игрушкой или интересной деятельностью. Когда кто-то из детей в группе начинает плакать, и если его вовремя не успокоить, то остальные дети тоже могут начать плакать.

    6. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения . Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности и непосредственности. Дети не могут быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому к каждому новому виду деятельности или к новому режимному процессу детей нужно подготавливать постепенно, несколько раз терпеливо и спокойно повторять указания, просьбы т т.п.

    7. Ранний возраст характеризуется незавершенностью формирующихся умений и навыков . Формирующиеся умения и навыки (например, держать ложку, пользоваться носовым платком и др.) требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.

    8. Одной из важнейших особенностей раннего возраста является высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом. Эта особенность обуславливает высокую обучаемость детей при условии, что процесс обучения организуется в игровой, занимательной форме. С другой стороны, условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней, они достаточно быстро формируются и становятся привычками, которые могут быть как хорошими, так и вредными (сосать палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело сложное и вредное для нервной системы ребенка. Это следует учитывать.

    9. Еще одной особенность раннего возраста является индивидуальный темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют особого внимания и индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

    10. У детей раннего возраста еще очень небольшой жизненный опыт, очень ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы навыки самообслуживания. Без целенаправленного и планомерного воздействия со стороны взрослого невозможно полноценное развитие личности ребенка раннего возраста. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста является важной особенностью в развитии детей раннего возраста.

    Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.сей нервной системы в целом. яется высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. збуждения преобладают над процессами торм


    1 | | |

    В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина – от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т.е. в самые первые часы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его первые способности.

    Именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, что они предпримут для развития ребенка. К сожалению, большинство, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, не придают особого значения условиям его развития.

    Возможность развиваться не остается неизменной. после рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных человеческих способностей.

    Ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов. / За 1 год вес ребенка утраивается (следующее утроение веса происходит лишь к 10-11 годам). Рост увеличивается к 1 г. на 40%, еще на 40% ув. через 5 мес.

    Для физического и нервно-психологического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающим.

    Большие успехи делает в овладении родным языком.

    Активный словарь годовалого ребенка насчитывает 10-12 слов, к 2 годам – до 200-300, к 3 – до 1500 слов.

    В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального настроя, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы – важные задачи педагогики раннего детства.

    Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением) проявляется в особенностях поведения детей: они возбудимы, много двигаются, неспособны к ожиданиям.

    У детей легко образовываются условные рефлексы и трудно их переделывать. Это обязывает педагогов своевременно формировать у малышей необходимые умения и навыки. Не допускать возникновения вредных привычек.

    Недостаточная подвижность нервных процессов проявляется в трудности перехода от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну и др. ситуациях (занятия)

    Раннее функционирование коры больших полушарий головного мозга обеспечивает возможность воспитания детей с первых месяцев жизни.

    На 9-10 день вырабатывается первый условный рефлекс на положение для кормления.

    К 3 месяцам у малыша можно выработать условные рефлексы при участии всех анализаторов.


    Развитие мозга обеспечивается его интенсивной деятельностью под влиянием внешних воздействий, под влиянием воспитания. Если внешних воздействий нет или их недостаточно, то развитие центральной нервной системы задерживается. Эти положения, выдвинутые Н.М. Щеловановым, дали возможность вскрыть причину психического госпитализма, имевшего место в дет. учреждениях в первые годы советской власти.

    Госпитализм определяется как совокупность отрицательных воздействия, оказывающих тормозное влияние на физическое и психическое развитие ребенка, воспитывающегося в детском учреждении закрытого типа. Изменения нормального хода развития и поведения детей происходят в результате неправильной организации жизни ребят в детском учреждении, недооценки роли воспитания в первые годы жизни (ограничения движений и медико-гигиенического ухода.

    Явление госпитализма характеризуется следующим образом:

    Резкое отставание по основным показателям физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки, большое число заболеваний)

    Психический госпитализм проявляется в общей вялости, малой подвижности в позднем развитии движений (только к 2 годам дети овладевают ходьбой), речи (к 3 годам произносят отдельные слова)

    Преобладает отрицательное эмоциональное состояние, возникают различные навязчивые движения в виде автоматического покачивания головой, туловищем или рукой.

    Под руководством Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова в нашей стране создана система воспитания детей раннего возраста. Ее осуществление помогло быстро преодолеть госпитализм в дошкольных учреждениях.


    Н. М. Аксарина. "Воспитание детей раннего возраста"
    Изд-во «Медицина», М., 1977 г.

    Приведено с некоторыми сокращениями

    Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, каждый из них имеет качественные особенности. Разные исследователи предлагают различную классификацию.
    В СССР большинство физиологов, психологов и педагогов (Н. М. Щелованов, Ю. А. Аршавский, Д. А. Эльконин, А. А. Люблинская, С. М. Громбах и др.) выделяют первые три года жизни в особый период, называемый периодом раннего детства.
    Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, требующих создания для детей этого возраста специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, питания. Отличны также содержание и методы воспитания.
    1. Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. Быстро происходит физическое развитие, и чем меньше ребенок, тем интенсивнее. Так, за первый год рост ребенка увеличивается на 25 см, вес ребенка утраивается. Совершенствуются все функции организма, в том числе условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга, формируются все виды внутреннего торможения, динамические стереотипы, а к концу 1-го года развивается вторая сигнальная система.
    К 3 годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев. Он приобретает много знаний и представлений об окружающих предметах, ориентируется в форме, цвете, величине предметов.
    Особенно большое значение в психическом развитии отводится овладению речью: ребенок, не умея при рождении произнести ни одного членораздельного звука, к 1 году употребляет около 10 слов и понимает название многих действий и предметов, а к 3 годам его словарь содержит более 1000 слов.
    На протяжении 3 лет у ребенка развиваются и все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания. Речь взрослых является средством воспитания, при помощи речи можно регулировать поведение ребенка, его эмоциональное состояние.
    У детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. У детей быстро развиваются и такие психические процессы, как внимание, память, а на 3-м году - и воображение. За 3 года в зависимости от условий воспитания быстро формируются различные навыки (как положительные, так и отрицательные). Развиваются многие виды деятельности (детские игры , наблюдение, конструктивная и изобразительная деятельность и др.).
    Закладывается эмоциональная основа личности: дети по-разному реагируют на все, у них формируется различное отношение к окружающему - одно им нравится, вызывает улыбку, радость, на другое они сердятся, плачут. В поведении ребенка можно видеть проявления многих свойственных человеку эмоций - радость, гнев, страх, смущение, удовлетворение, эстетическое чувство, застенчивость, обида и др.
    Уже на 1-м году у детей начинают устанавливаться различные взаимоотношения со взрослыми, закладываются основные черты характера и элементарные нравственные качества личности.
    Таким образом, первые 3 года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку.
    2. Характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.
    3. Здоровый ребенок обладает богатыми потенциалами (возможностями) развития. Применяя различные специальные меры, можно получить значительно более высокий уровень той или иной линии развития. Так, например, ребенка значительно раньше можно научить различать все цвета, плавать, читать, выучить наизусть длинное стихотворение и др. Задача воспитания - полнее использовать богатые природные возможности ребенка, но без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста детей.
    4. В первые годы жизни велика взаимозависимость и единство физического и психического развития. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Крепкий, физически полноценно развивающийся ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и психически лучше развивается, а веселые, подвижные дети лучше развиваются не только психически, но и физически более развиты и выносливы.
    Вместе с тем даже незначительные нарушения в состоянии здоровья детей вызывают изменения их общего самочувствия - они становятся раздражительными или вялыми, быстро утомляются. И наоборот, любое заболевание легче протекает, если удается поддержать хорошее эмоциональное состояние заболевшего ребенка.
    5. Большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Например, обливание водой принесет пользу для здоровья только в том случае, если ребенок бежит в ванную с удовольствием, и, наоборот, бесполезно обливать ребенка, если он каждый раз при этом плачет.
    Если проводимое воспитательницей занятие интересно ему, он занимается длительно, внимательно следит за ее действиями и словами, если нет - скучно или непонятно - то дети отвлекаются, не слушают, и такое занятие не приносит пользы. Ведущее значение эмоционального состояния сохраняется на всем протяжении раннего детства - оно одинаково важно как для 3-5-месячного ребенка, так и для 2-3-летнего.
    Характерной чертой раннего детства является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы от обиды, как он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих - еще не понимая слов, ребенок уже рано хорошо понимает: сердятся на него или нет. Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заражаются. Стоит в манеже заплакать одному ребенку, как часто может заплакать другой. Если мать, укладывая ребенка спать, чем-то взволнована, то ее настроение часто передается ребенку, и он дольше не может заснуть.
    6. Ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью, т. е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения, и с потребностью в разнообразной двигательной активности. С момента рождения ребенок проявляет активный поиск этих раздражений, ярко выраженный ориентировочный рефлекс «что такое?» (И. П. Павлов) или рефлекс «новизны». На основе этого ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему, особенно новому, что затем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, желание узнать «а что?», «а почему?», «а как?», «куда?» и т. д.
    Очень высока у детей и потребность в двигательной активности. Они много и разнообразно двигаются, различно действуют и почти все время активно что-то делают. Все это является ярко выраженной особенностью маленького ребенка и способствует быстрому физическому и умственному его развитию. Ограничение движений ребенка (гиподинамия), бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.
    7. Очень рано (с первых месяцев) у ребенка формируется потребность в общении со взрослым, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. В конце 1-го и на 2-м месяце лицо говорящего взрослого является наиболее сильно действующим раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, а несколько позже и большую радость. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности.
    8. Отлична в раннем возрасте и роль непосредственных воздействий взрослых на ход развития. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения. Только после показа взрослого ребенок может складывать пирамиду, ставить кубик на кубик, произносить слова, рисовать, лепить и др. Дети раннего возраста нуждаются в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого.
    9. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Ребенок 3 лет способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (например, приход во время интересного занятия постороннего лица).
    10. Неустойчиво и очень лабильно физическое и психическое состояние ребенка. Маленьким детям свойственна физическая и психическая ранимость. Дети этого возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностей.
    Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Хотя на протяжении 3 лет длительность периода непрерывного активного бодрствования значительно увеличивается и к 3 годам достигает 5 1/2-6 ч (т. е. почти так же, как и у дошкольника 6 лет), однако ребенку раннего возраста нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности. Периоды непрерывной продуктивной деятельности у этих детей меньше, они больше утомляются.
    11. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. Резко, скачкообразно, в 1 год 5 мес - 1 год 6 мес удлиняется работоспособность (удлиняется период бодрствования), так же скачкообразно увеличивается количество слов в этот период. В 2 года 8-10 мес скачкообразен переход к качественно новому виду игры - переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре и др.
    Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» (т.е. наиболее значимые) линии развития. Они имеют наибольшее значение для данного возраста, своевременное развитие их обеспечивает переход на качественно новый этап. Так, например, в возрасте 7-8 мес ведущим движением является ползание, так как оно полезно для общего физического развития и расширяет ориентировку в окружающем. В возрасте 1 года 6 мес - 1 года 9 мес очень важно овладеть способностью обобщать предметы по существенным признакам, так как это будет способствовать дальнейшему развитию мышления, формированию понятий.
    В 1 год - 1 год 5 мес происходит быстрое развитие понимания речи, но медленнее нарастание активного словаря. Научившись новому, приобретя новое умение, действие, на какой-то период времени оно становится доминирующим в поведении ребенка. Так, например, научившись ходить самостоятельно, ребенок почти перестает играть, а «неудержимо» ходит. Произнеся впервые какое-то слово, он многократно повторяет его в течение дня. На разных возрастных этапах ребенок оказывается особо чувствительным к определенного рода воздействиям. «... При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах» (Л. С. Выготский).
    12. Реакция детей раннего возраста имеет более длительный латентный период, т. е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка.
    Например, когда взрослый задает ребенку 1 года 3 мес - 1 года 5 мес какой-либо вопрос или предлагает произвести какое-то действие, то его ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    Когда снятся вещие сны?

    Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...