Молодежные субкультуры как фактор социализации молодежи. Молодежные субкультуры как фактор социализации

Мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации.

Субкультура - это автономное относительно единое образование, совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

Понятия «субкультура», «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

К признакам субкультуры относятся:

Специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

Статусная структура;

Набор предпочитаемых источников информации;

Своеобразные увлечения, вкусы и способы время препровождения;

Специфический жаргон;

Фольклор.

«Социализация, -- пишет И. С. Кон, -- близка к русскому слову "воспитание». Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».

Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

3. Обучение в школе. Это формальный процесс-- определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

Субкультура - это автономное относительно единое образование, совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они".

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

Понятия "субкультура", "подростковая субкультура" введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

К признакам субкультуры относятся:

специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

статусная структура;

набор предпочитаемых источников информации;

специфический жаргон;

фольклор.

"Социализация, - пишет И. С. Кон, - близка к русскому слову "воспитание". Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества".

Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

. "Отношения" равенства. Включение в "группы равных", т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

Обучение в школе. Это формальный процесс- определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют "скрытым" учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество XX века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Общая часть

Как правило, когда люди говорят о субкультурах, они сваливают их все в один котел. Часто можно услышать фразы вроде: «Всевозможные готы, эмо, панки и так далее», то есть, в представлении людей, не знакомых с субкультурами, нет особой разницы между всеми субкультурами, тогда как для подростков такие фразы могут быть крайне оскорбительными. Для того чтобы понять, что такое субкультура, необходимо знать, когда и при каких условиях подросток (взрослые люди, все-таки, довольно редкие гости в таких компаниях) присоединяется к этой субкультуре.

Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам.

Молодежных неформальных движений множество. Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени и молодежь придумывает свой способ.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

1. Субкультуры, понятия и признаки

Субкультуры, это система значений, способов выражения или жизненных стилей, развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте. Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах.

По социально - правовому признаку неформальные движения разделяются на:

1) просоциальные, или социально - активные, с позитивной направленностью деятельности, такие как, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2) социально - пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, такие как, музыкальные и спортивные фанаты;

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Типы молодежных субкультур разделяется на:

1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры);

2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

3) криминальные ("гопники", "люберы");

4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными;

5) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

6) с социальной позицией - экокультурные;

7) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

8) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

По направленности интересов молодежные объединения и группы классифицируются как:

1) связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура, увлечение современной молодежной музыкой;

2) отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

3) связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;

4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

5) связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;

6) враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;

7) религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;

8) группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;

9) элита: мажоры, рейверы;

10) антикварные субкультуры: битники, роккабильшики;

11) субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;

12) социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты;

13) устремление к право порядковой деятельности;

14) активно занимающиеся определенными видами спорта;

15) около спортивные - различные фанаты;

16) философско-мистические;

17) защитники окружающей среды и др.

Все субкультуры зарождаются в небольших коллективах, объединенных какой-то общей идеей, имеющих схожие вкусы или убеждения. Постепенно количество увлеченных и просто интересующихся возрастает.

2. Причины увлечения несовершеннолетними субкультурами

К установлению обстоятельств и причин, что послужило поводом увлечения несовершеннолетнего субкультурой, необходимо к каждому подходить индивидуально, так как каждый несовершеннолетний, это индивидуум, со своим мировоззрением, ценностями и увлечениями, но, тем не менее, существуют основные общие причины и условия, при которых несовершеннолетний присоединяется к субкультурам.

Присоединение несовершеннолетнего к субкультурам происходит, как правило, в период подросткового детства, возрастные рамки которого определяются как 11-15 лет (разумеется, могут наблюдаться колебания в ту или в другую сторону). Главной доминантой психического развития ребенка в этот период является общение со сверстниками, которое происходит большее время в школах. Как не доминирует установки общности класса как единого организма, но общение по группам всегда превалирует. В школе, в среднем и старшем звене классы поделены на своеобразные группы.

Несовершеннолетнему невероятно важно быть частью одной из таких групп и играть в группе определенную роль, соответствующую особенностям его личности. На протяжении всего обучения в школе несовершеннолетний может переходить из одной группы в другую, его роль время от времени может меняться. Например, если мальчик в начальных классах был шутом и имел признание у одноклассников именно за эту свою черту, то к девятому классу его шуточки уже будут неинтересны окружающим, и ему придется искать какую-то другую роль, например, заслуживать уважение с помощью своего интеллекта.

Но бывают такие дети, которых по тем или иным причинам отказываются принимать в группы, и значит, они не могут занять в классе той ниши, какую хотели бы. Девочки, в основном мечтают быть первыми красавицами в классе, а окружающими воспринимается как изгой, находится в большой опасности с психологической точки зрения. Несовпадение желаемого с реальным может приводить к крайне плачевным последствиям. Именно такие дети чаще всего становятся самоубийцами. Но это, разумеется, лишь крайняя степень.

Следующей причиной, является способ обретения единомышленников, вследствие чрезмерного развитие несовершеннолетнего, которому не интересно проводить время со сверстниками, одноклассниками и он ищет подобных себе по духу и по интересам, так как, в школьной и дворовой среде, он не может реализоваться.

Одной из причин увлечения несовершеннолетними субкультурами, является отсутствие поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений несовершеннолетних, которые в дальнейшем, для реализации своих потребностей, примыкают в группы по интересам, являющихся той или иной субкультурой, его стремлению к самовыражению.

В результате неполучения признания и должного места ни в какой группе, несовершеннолетнему на помощь приходит субкультура. Выбор субкультуры зависит от личных предпочтений ребенка в музыке, в одежде и т.д., либо происходит в результате случайного знакомства с представителями субкультуры, иными словами, для ребенка субкультура – еще один шанс занять свое место под солнцем.

3. "Подводные камни" субкультур

Любая субкультура предполагает какие-либо отличительные признаки – одежду, прическу, аксессуары. Несовершеннолетний, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир, начинает активно интересоваться соответствующей музыкой и литературой.

Большинство несовершеннолетних, увлекаются субкультурами, только ради их внешних проявлений, эпатажа

окружающих, не вникают в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении, даже те, кто верен своей неформальной организации, зачастую не понимают ее.

В каждой субкультуре, есть свои подводные камни и главная опасность этих камней– это попадание в криминально направленную субкультуру. Если несовершеннолетний попадает к скинхедам, неофашистам, в компании, где активно употребляют алкоголь или наркотики, это может иметь самые плачевные последствия.

Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это.Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны.

Следующей опасностью, является попадание несовершеннолетнего в разные рода религиозные культы, мистические оккультные субкультуры. В мире огромное количество разных религиозных культов. Верят в Бога, в черта, в рай, в ад, в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Верят в колдовство, сглаз, парапсихологию, НЛО, астрологию. Верят в библию, Коран, тору, во все, что там написано, но более распространенный среди субкультур, культ "сатанисты", в которой преобладает утверждение, что человек – суть животное, и ничто животное ему не чуждо. Несовершеннолетний, следуя правилам субкультуры "Сатанисты", связанных с жертвоприношением начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного. Немногие, «поступившие» туда, могут вернуться, религиозное воздействие действует словно гипнозом на своих последователей. Пребывание несовершеннолетнего внутри какой-либо субкультуры – это явление временное, как и сама субкультура в целом, но вред личности несовершеннолетнего этот период, может нанести неизмеримый.

Заключение

Субкультуры, это неизбежность, это часть общества, это подростковая психология. Однозначно говорить о вреде или пользе субкультур нельзя, все зависит от самих субкультур, от того что несет в себе субкультура, если хорошее - хорошо, если нет - то нет.

Субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. К любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка. В каждой субкультуре, всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять несовершеннолетний.

Молодежь всегда привлекает все новое, яркое и необычное, для них это способ выделиться из толпы, заявить о своей уникальности и индивидуальности, а для этого вовсе не обязательно понимать, какие именно символы ты на себя вешаешь. Положительный аспект в этом тоже есть - у большинства увлечение меняется или просто проходит, бывает, что человек просто перерастает свой искренний интерес. А оставшееся меньшинство - это те, кого действительно привлекала культура, а не красивая обертка.

Но тем, не менее, если вы заметили, что ваш ребенок примкнул к той или иной субкультуре, постарайтесь аккуратно выяснить об этом течении все, что сможете. Не делайте скоропалительных выводов, услышав обрывки рассказов знакомых. Расспросите самого ребенка об этой субкультуре, но обязательно без давления, просто ненавязчиво поинтересуйтесь, в чем суть этой субкультуры, спросите об истории зарождения. Если вы построите разговор правильно, ребенок сам вам все расскажет, но, если вы допустите хотя бы ноту неодобрения по отношению к субкультуре, ребенок закроется для вас навсегда. И только лишь в том случае, если вы поняли, что есть повод для опасений – ребенок связался с криминальной организацией или с сектой, - ваше активное вмешательство просто необходимо.

Будьте внимательны к вашему ребенку, и тогда все у вас будет замечательно.

И ВОСПИТАНИЯ

Изучение молодежных субкультур довольно проблематично без уяснения лежащего в его основании термина «культура», под которым обычно понимают присущую конкретному обществу систему ценностей, представлений о жизни и поведении. Традиционно культура в качестве социального феномена исследуется различными науками, каждая из которых пытается обобщить и сформулировать свой подход к ее осмыслению. В настоящее время только определений этого понятия насчитывается больше трехсот.

В рамках социологического подхода культура рассматривается как компонент общественной среды и ее организующее начало, образ жизни народа и сложная система общественных норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования. Другими словами, для социологов культура - это общественный уклад, которому подчиняются как отдельные члены общества, так и целые социальные группы.

Если для отдельного индивида понятие «культура» - это в первую очередь музыка, кино, живопись, литература, то для социолога - это способы проведения досуга, церемонии и обряды, манеры и стиль поведения членов конкретного общества. Когда социологи говорят о культуре, то чаще всего они имеют в виду ее элементы, которые формируют целостную картину общества, на фоне которой проходит жизнь людей.

Как отмечается в современных социологических ис-следованиях, для нынешних поколений молодежи типи-чен прагматичный подход к культуре, которая в их сознании ассоциируется в первую очередь с особым стилем мышления и проявляется как способ регулирования отношений между людьми. Понимание культуры как знания и деятельности у современной молодежи отходит на второй план, а сама культура рассматривается как характеристика не волне приспособленного к жизни человека. Таким образом, концепт «культурный человек» для современной российской молодежи - облик человека, знающего приличия, тактичного и воспитанного, умеющего себя вести и обладающего высоким уровнем нравственности, но неуспешного в жизни, непредприимчивого, не умеющего зарабатывать деньги.

Ускоряющееся развитие техники, урбанизация и разделение труда, социальное неравенство и криминализация общества во многом предопределяют наступление технологической стадии культуры, при которой на передний план выходит ее продуктивная функция. Достижение успеха в профессиональной или личной сфере сегодня напрямую связывается с обладанием тем или иным техническим устройством, принятым в качестве образца. Набирают обороты процессы, когда общество создает культуру посредством принятия новых форм деятельности, общения, сознания, за которыми закрепляются функции образцов. Последние в итоге определяют наш быт, досуг, правила участия в трудовых коллективах, способ общения или тип социальных отношений.

Для большинства индустриальных стран мира сегодня характерно культурное многообразие, или мультикультура, что в свою очередь приводит нас к возникновению обществ со сложносоставной культурой, носители которой могут отличаться не только этническим происхождением или языковой средой, но и отождествлять себя с целым спектром направлений человеческой жизнедеятельности, для описания и обозначения которой социологи используют термин «субкультура». Данный термин не следует отождествлять с другими близкими по звучанию понятиями, которые сосуществуют параллельно, иногда пересекаются, но никогда не сливаются в единое целое. Речь идет о таких понятиях, как «культура для молодых» и «контркультура».

Первая создается для молодежи индустрией развле-чений и является массовой, навязываемой обществом и апеллирующая к простейшим биологическим реакциям и потребностям молодого человека. Отличительное свойство второй - наличие значимого врага и деструктивная деятельность до полной победы над ним.

Широкое распространение термин «субкультура» получил в 60-70-х гг. прошлого века в связи с исследованиями молодежных беспорядков в университетах США и Франции, однако сам термин появился в научной литературе значительно раньше - в начале века.

Прообразом современных субкультур в сегодняшнем их понимании считают «Блумсберийский кружок» (Bloomsbury group) - группу выпускников Университета в Кембридже (Великобритания), объединенную дружескими и творческими отношениями. В группу входили интеллектуалы, писатели и художники, среди которых отдельно можно выделить английскую писательницу В. Вулф. Члены группы отстаивали принципы художественного поиска, независимости в жизни и искусстве и тем самым противостояли викторианскому ханжеству той культурно-исторической эпохи.

Первые субкультурные объединения молодежи были связаны с музыкой: свингом в Америке в начале 20-х гг. прошлого века, джазом в послевоенный период в Европе, музыкой «Битлз» в 60-70-е гг. XX в. - практически повсеместно. Примерно в то же самое время в СССР появляется первая субкультура «стиляг».

Так что же такое субкультура? В самом общем виде это неформальное объединение людей на почве общих интересов. Сразу отметим, что под данное определение может попасть любая локально-специфическая группа, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, со сложившейся внутри самой группы системой ценностей, установок и моделями поведения.

Поскольку понятие субкультуры применимо к любой части населения, которая отличается от основной массы по принципу этнической, тендерной, сексуальной, профессиональной и собственно культурной принадлежности, мы можем говорить о том, что в каждом конкретном обществе существует большое многообразие субкультур, однако наиболее устойчивую форму и частое применение в различного рода исследованиях приобрело словосочетание «молодежная субкультура», зачастую рассматриваемое как девиантное или отождествляемое с лицами, характеризующимися отклоняющимся поведением. Данный факт объясняется тем, что достаточно продолжительное время понятие молодежной субкультуры концептуализировалось в рамках социологии девиантного поведения для обозначения культуры наркоманов и преступников. Намного позднее в объектив исследователей, рассматривающих эту проблему, попали выходцы из рабочих кварталов, подростки и молодежь из неблагополучных семей.

Впервые термин молодежная «субкультура» использовал К. Мангейм в своей работе «Диагноз нашего времени» (1943), в которой в самом общем виде были представлены характерные черты и принципы типологизации молодежных субкультур. Именно в молодежной среде, по мнению социолога, происходит формирование «духа общности», новых моральных императивов и эстетических норм, которые со временем становятся всеобщим достоянием.

Среди других ученых, рассматривающих проблему молодежных субкультур и указывающих на реальность ее существования, можно назвать Т. Парсонса. Американский социолог рассматривал молодежную субкультуру как специфическую часть системы социализации личности. По его мнению, наличие молодежной субкультуры позволяет создавать элементы эмоциональной устойчивости во взаимоотношениях молодых людей и со взрослыми, и ровесниками, а также дополнять приобретенные знания в системе образования полученными навыками внутри конкретной молодежной субкультуры.

С точки зрения отечественных социологов молодежная субкультура, рассматриваемая ими как специфический социокультурный феномен, является продуктом XX в. и прежде не существовала, поскольку о молодежи в дореволюционной России как о массовой социально-демографической группе можно было говорить с известной долей условности. Возникновение молодежных субкультур российскими исследователями трактуется как результат деятельности молодежных сообществ и осознание ими собственных интересов, которые далеко не всегда совпадают с интересами других социальных групп.

Сегодняшние представления о молодежных субкультурах в значительной степени эволюционировали с момента их возникновения, и в настоящее время они далеко не всегда рассматриваются исследователями в качестве противопоставляющих себя другим формам господствующей в обществе культуры. Например, А. И. Кравченко, говоря о субкультуре, отмечает ее как включающую в себя ценности доминирующей культуры и добавляющую к ним новые ценности, характерные только для нее. В конфликте с господствующими ценностями, по мнению этого социолога, находится контркультура, которая и противостоит доминирующей культуре общества.

Как отмечают многие авторы, работающие над дан-ной проблемой (А. В. Мудрик, А. И. Шендрик), широкое использование понятия «молодежная субкультура» представителями как западной, так и отечественной науки, появление ряда теорий, в рамках которых данный социальный феномен получил свое описание, привело к тому, что на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в российской научной литературе нет единой точки зрения по вопросу сущности молодежных субкультур и причин их возникновения; более того, отсутствует общепринятое определение рассматриваемого термина.

Большинство определений молодежной субкультуры как особой формы организации молодежи с относительно автономным существованием внутри нее акцентируют внимание на общности идеологии, ментальности, символики и атрибутики во внешнем виде, норм и моделей поведения.

Необходимо отметить, что молодежную субкультуру можно рассматривать как один из вариантов культурной дифференциации современного общества, и ее включение как части объективно обусловленной социальной реальности порождает целый ряд попыток типологизации данного явления.

Каждый вариант обозначения предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символах, атрибутах, идеологии, социальной активности или направленности деятельности. Известны типологизации молодежных субкультур, в соответствии с которыми представители одних молодежных миров практически не пересекаются с другими. Однако очевидным представляется их сосуществование в рамках единой культуры общества. Например, субкультура рэперов сосуществует с субкультурой любителей граффити, субкультурная общность панков пересекается с субкультурой скейтеров.

Более того, А. В. Мудрик отмечает нейтральность термина «субкультура», который, по его мнению, может отражать различные реалии социальной жизни, а значит молодежные субкультуры могут быть как просоциальны-ми, так и асоциальными, антисоциальными и даже контркультурными. Однако основное внимание исследователей сосредоточено на асоциальных и антисоциальных субкультурах и очень мало работ посвящено просоциальным субкультурам.

В качестве примера А. В. Мудрик приводит названия более или менее автономных молодежных субкультур, которые стали объектами наблюдения студентов Московского государственного педагогического университета (МГПУ) в 2006-2010 гг. Под руководством А. В. Мудрика и М. В. Никитского изучались просоциальные субкультуры молодых евангельских христиан-баптистов, студенческого общежития, любителей японской культуры, любителей водного туризма и др.; «балансирующие» на грани про- и асоциальности: субкультуры любителей стритбола и трейсеры; из числа асоциальных: субкультуры толкиенистов, ролевиков, играющих в онлайн-игры, флешмоберов; антисоциальные: футбольные фанаты и со-блазнители-пикаперы. Кроме того, изучались субкультуры работников малых предприятий и нескольких крупных предприятий.

Таким образом, большинство субкультур могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров (по А. В. Мудрику):

■ по степени локализации: транснациональные (от хиппи до эмо), локализованные в одной стране или группе стран, региональные, поселенческие, групповые (в организациях и неформальных группах);

■ по практическим основаниям: профессиональные, социально статусные (например, деление на «синие» и «белые» воротнички или «новых» и «старых» русских), имеющие в своей основе хобби, фанатство, религиозную принадлежность или некую идеологию;

■ по направленности: просоциальные, асоциальные, антисоциальные и контркультурные;

■ по степени открытости для вхождения: массовые открытые, автономные, профессиональные, закрытые экстремистские и криминальные и др.;

■ по мере оформленности: имеющие все признаки субкультуры, почти все или только два-три признака.

Таким образом, по отношению к главенствующей культуре все остальные культурные общности можно считать субкультурами со своим ограниченным кругом последователей, ценностями и представлениями, оформленными в виде правил или поддерживаемых в виде неоформленных письменно легенд, историй и пр. Можно сказать, что субкультуры возникают как реакции на социальные и культурные потребности общества и могут отличаться как позитивным настроем по отношению к последним, так и негативными и делинквентными реакциями на существующую в обществе культуру. Маркирование субкультур по принадлежности к молодежной среде является лишь одним из множества способов обозначения разнородности субкультурных общностей в рамках социума. Другой отличительной особенностью субкультурной молодежи является ее дистанцированность от большинства в силу разных причин: возраста, отсутствия у нее экономической и социальной самостоятельности, наличия особого типа мировоззрения или постоянного поиска себя и своего места в обществе.

Отдельно следует сказать о влиянии молодежных субкультур на социализацию в подростковом и юношеском возрастах. В частности, А. В. Мудрик отмечает, что «субкультура влияет на социализацию человека постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него». Другими словами, чем чаще ценности и нормы отдельного молодого человека совпадают с ценностями и нормами значимой для него субкультурной группы, тем эффективнее последняя влияет на процесс социализации. Данный процесс протекает стихийно, что позволяет рассматривать его в качестве специального или специфического механизма социализации. Данный факт не умаляет значения стихийной социализации, и в зависимости от характера конкретной субкультуры, ее влияния на своих членов, других факторов она может иметь более или менее обширный вектор воздействия: от позитивных изменений в структуре социализируемой личности до формирования саморазрушительных компонентов, криминализации норм, ценностей и установок молодого человека.

Молодежную культуру можно считать как способом обособления юноши или девушки по отношению к обществу, так и параллельно способом приспособления к нему. Иначе говоря, молодежная культура «становится одной из ступеней автономизации, что и определяет ее влияние на самосознание человека, его самоуважение и само-восприятие».

Рассмотрим ряд общих признаков для молодежных субкультур, которые способствуют протеканию процессов стихийной социализации в среде молодежи:

■ следование моде как желание внешне выделиться, отделиться от мира взрослых, показать свою принадлежность к обществу сверстников;

■ использование жаргона (сленга) и сниженной лексики выступает как пропуск, своеобразный пароль в субкультуру;

■ музыка позволяет пережить, выразить и оформить свои эмоции, в какой-то мере компенсирует словарную недостаточность используемого жаргона;

■ элементы фольклора и эстетические пристрастия (условное название) выступают своеобразным барьером молодежных субкультур, защитой собственной идентичности от обезличивания;

■ поведение и образ участника молодежной субкультуры (манеры, походка, жесты, позы) формируются под действием вышеперечисленных признаков и служат общей характеристикой субкультурной общности для обывателя.

Подводя итог, необходимо отметить, что влияние молодежной субкультуры на стихийную социализацию ее участников определяется той степенью свободы, которая данная субкультура предоставляет, и степенью зрелости самой личности. Тогда содержанием стихийной социализации становятся различные стратегии поведения, логика мышления и стиль жизни, из которых и складывается внешний и внутренний образ молодого человека - члена субкультурной общности.

Еще одним важным аспектом, на который следовало бы обратить внимание, - это роль, которую играют молодежные субкультуры в процессе воспитания, степень их влияния на протекание данного процесса.

А. В. Мудрик подчеркивает, в частности, что на семейное воспитание влияют те субкультуры, в среде носителей которых живет семья. Каким образом проявляется это влияние? С одной стороны, признаки субкультуры, носителями которой являются отдельные члены семьи, могут вполне осознанно культивироваться в процессе семейного воспитания в большей или меньшей степени. С другой стороны, мы можем говорить о возникающих конфликтах внутри семейного сообщества по поводу несовпадения ценностей и норм, привнесенных с помощью признаков субкультуры. Примерно схожим образом роль молодежных субкультур проявляется в процессе социального воспитания, когда речь идет о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В этом случае мы говорим о субкультурах, которые соотносятся с пространством той или иной воспитательной организации.

В контексте организации работы с молодежью повышенный интерес для педагога, социального работника или специалиста по работе с молодежью представляют знания о молодежных субкультурах. Причем речь идет о вполне конкретных субкультурных общностях, участниками которых могут выступать обучаемые подростки и студенты или подопечные из групп риска.

Полезность подобного знания огромна с точки зрения не только общего представления о массовых и автономных молодежных субкультурах, но и для адекватного дифференцирования их на просоциальные, асоциальные или антисоциальные, а значит, неконфликтного построения отношений с воспитанниками, являющимися носителями признаков тех или иных молодежных субкультур, или, наоборот, предотвращения конфликтных ситуаций на почве разнообразия существующих молодежных субкультур. Подобное знание в первую очередь формирует у педагога или социального работника терпимое отношение к субкультурным проявлениям, если последние не име-ют антисоциального характера, способны облегчить реализацию педагогом подходов по социальному воспитанию через активизацию позитивных проявлений, существующих внутри каждой молодежной субкультуры, способствует появлению в стенах воспитательной организации новых субкультурных проявлений, выражающихся в поведении, времяпрепровождении, пристрастиях молодежи.

1. Роль сверстников в социальном формировании личности.
2. Официальные объединения.
3. Молодежная субкультура.
4. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
5. Неформальные объединения.
Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:
1. важный канал специфической информации;
2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции:
- приобщение к культуре и нормам данного общества;
- научение полоролевому поведению;
- научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, регио-нальной, социальной принадлежности членов группы;
- помощь членам группы в достижении автономии от общества;
- создание условий для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения.
2.Официальные объединения.
К официальным объединениям относятся школьный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие детские и подростковые организации (скауты).
Школьный класс. В классе существует двойственная структура коллектива – формальная, созданная под влиянием взрослых и неформальная, складывающаяся в процессе свободного общения детей. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению, по официальному статусу учеников, по успеваемости, по принадлежности к активу и на основе неофициальных ценностей, принятых в ученической среде.
Подростковые клубы. Главное для детей в клубах – добровольность, общение друг с другом и интересными людьми – энтузиастами(руководителями) и теплая атмосфера, которой им не хватает в школе.
Детские организации. В России стали распространяться скаутские организации (скаут - разведчик). Скаутинг – система воспитания молодежи, разработанная в конце 19 века полковником английской армии Р.Баден-Пауэллом. Это самое распространенное молодежное движение в мире. Цель скаутинга – всестороннее развитие личности (физическое и духовное) Скауты учатся выживать в самых сложных условиях.
Самой массовой детской организацией В России на сегодняшний день является Федеральная детская организация «Юная Россия» - в ее программах участвуют более 5 млн. детей.
Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы»(ДИМСИ).
Неформальные группы– это официально не зарегистрированные группы людей, которые возникли по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Неформальная группа чаще всего объединяется на основе близости возраста и территориальной общности. Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей и существующее на протяжении нескольких десятилетий. Именно через неформальное объединения реализует себя молодежная субкультура.
Субкультура - sub –«под» -совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) Субкультура бывает: просоциальной, когда ее нормы не противоречат общепринятым нормам и правилам; Эти объединения решают социальный проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, решение экологических проблем); асоциальной - ее нормы и ценности дополняют и трансформируют официальную культуру. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. В основном выполняют рекреационные функции)хиппи,панки, мажоры, хайлафисты, рокеры) и антисоциальной – когда нормы противопоставлены обществу, иногда носят ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других (Банды – чаще всего по территориальному принципу.
Специфические черты российской субкультуры:
1. преимущественно развлекательно-рекреативная направленность;
2. «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интере-сов – культ американского образа жизни;
3. слабая индивидуализированность и избирательность культуры - неприятие других ценностей и стереотипов;
4. внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры, заметно влияние только телевидения);
5. отсутствие этнокультурной самоидентификации(народная культура большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм);
6. межгенерационное отчуждение: от разрушения внутрисемейных контактов до отчуждения поколений;
Общие признаки НМО:
1. стиль одежды и оформление внешности(прически, макияж, татуи-ровка). Очень скрупулезно. Важность деталям. Равная значимость для обоих полов. Цели – выделиться среди взрослых и обрести единство со своей компанией, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, утвердить свою похожесть.
2. увлечение музыкой. Тип предпочитаемой музыки и выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников тяж рока – преобладают 14 – 17 летние юноши – школьники, учащиеся ПТУ и рабочая молодежь. Джаз – авторская песня – увлечения более образованной части молодежи.
3. жаргон = своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Лексический состав жаргона быстро обновляется. Позволяет почувствовать принадлежность к группе, это как своеобразный пароль.
4. Фольклор – комплекс словесных, музыкальных и игровых видов творчества. Словесный вид – предания из истории сообщества, о легендарных деяниях, анекдоты, считалки, дразнилки, страшилки. Муз фольклор – песни, выражающие мировосприятие и отношение к окружающему, пропагандирующий ценности своей группы. Игры – подвижные детские игры, карточные и др. Передаются из поколения в поколения. Изобразительный вид фольклора - граффити – средство утверждения групповой принадлежности, а также возможность выступить против разрешенных социальными нормами надписей.

Классифиация НМО:
1. Группы агрессивной самодеятельности – например, спортивные фанаты – эмоциональная разрядка в процессе боления и послематчевых шествиях. Спортивные мероприятия – лишь повод к совместным действиям.
Экстремистские неонацистские группы. Группы имеют тайную систему посвя-щения, внешнюю атрибутику. (левые – «ремонтники», «люберы», «чистиль-щики» «Законники», «Комиссары», объединяются для борьбы с западной идеологией или неправильными действиями в собственном государстве
2. Группы эпатажной самодеятельности. Панки – одежда, манера поведения, словарный запас, Открыто пропагандируют секс, наркотики, токсические вещества. Мажоры – носят вещи какой-либо западной страны, проповедуется активный, деловой, сильный человек. Рокеры – страсть к мотогонкам. Поперы – причисляют себя к элите общества, подчеркнуто пренебрежительны к окружающим, стремятся к вызывающей респектабельности, активно бойкотируют любую общественную деятельность.
3. Группы культурной самодеятельности.Рокеры (битломаны, ньювейвщики, хардрокеры, металлисты, брейкеры) Хиппи.
4. Группы экономической самодеятельности. Деятельность таких групп напра-лена на создание материальных благ для себя, своей группы или других групп. Группы кооперативно-предпринимательской деятельности.
5. Группы социальной самодеятельности – их деятельность направлена на решение конкретных социальных проблем. Экологисты (защита окружающей среды, восстановление природных ценностей). Экокультурные группы (защита культурной среды). Этнокультурные группы (возрождение культурно-исторического наследия. Могут быть и экстремистски настроенные – «Память»). Группы интернационалистов. Группы взаимной поддержки. Группы «Милосердие» - добровольная помощь людям, в ней нуждающихся.
6. Группы политической самодеятельности. Стремление изменить политическую ситуацию в стране. Движение политического самообразования. Правозащитное движение.
7. Нетрадиционные религиозные группы. Общество всеобщего сознания Кришны. Группы дзен-буддистов, сатанистов.
8. Криминогенные группировки. Кто попадает в такие группы? Члены могут быть типологизированы следующим образом:
1. аутсайдер – человек, попавший в социальный тупик, не нашедший признания в формальной социальной группе, не имеющий возможности для самореализации.
2. маргинал (лат – человек, находящийся на краю) Это личность, оказавшаяся за рамками характерных для этого общества норм и традиций.
3. конформист – человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, быстро и без усилий усваивающий групповые ценности и нормы.
4. приспособленец – в отличие от конформиста принимает групповые нормы и ценности лишь внешне, имитируя глубокую привязанность к групповым целям для того, чтобы добиться признания и повышения своего статуса.
5. фанат – человек, увлеченный групповыми целями, преданный ценностям и символам группы, соблюдающий нормы группы и отрицающий все, что идет вразрез с групповыми ценностями.
6. борец – человек, для которого больше значит процесс борьбы за идею, чем сама идея.
7. вождь – человек, видящий свое признание, чтобы руководить людьми и нередко имеющий организаторские способности.
8. попутчик – человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации.
9. имитатор – человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, они составляют для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей.
10. скучающий – человек, мотивом вступления в организацию для него была возможность более содержательно организовывать свой досуги найти среду для общения.