Куклы разных народов. Архивы рубрики ‘Куклы народов мира’

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш

Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами.

Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья

Крупеничка – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Матрешка считается русской национальной расписной куклой нашей страны. Далеко не всем известно о том, что она берет свое начало в Китае, а вот в России их стали делать после того, как в конце XIX в. в Москву А. Мамонтова привезла фигурку японского старичка, которая раскрывалась. В середине первой находилась такая же статуэтка, только меньших размеров, а за ней еще и еще.

Фигурки раскрывались до той поры, пока на днепоследней не обнаруживалась самая крохотная. Русские мастера создали и разрисовали игрушку, состоящую из восьми фигурок. Все они изображали женщину, а на самой маленькой нарисовали младенца. Назвали игрушку Матрешкой в честь наипопулярнейшего тогда в Москве имени - Матрена.

« Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское

Филимонские игрушки

Дымковские игрушки

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно.

По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна – Барби. Вот Барби-мексиканка

вот – кенийка Вот - полинезийская Барби.

Более старые игрушки в основном хранятся в музеях или частных коллекциях. Это действительно предметы искусства, ими хочется любоваться, ведь они несут в себе отпечаток старинной культуры.

Тильда – это некий предмет, выполненный из ткани в виде куклы, зверька или какого-то предмета. У данного вида игрушек есть несколько особенностей: они с мягкими и плавными силуэтами, лица и мордашки тильд очень условны, и все они между собой похожи узнаваемой цветовой гаммой с насыщенными и спокойными оттенками.


Игрушки, как причудлив и разнообразен их мир, создавая кукол люди выражают свое понятие мира. В самом начале эти создания изготавливались из природных материалов таких, как солома, глина, дерево, начиная с 18 века стали появляться куклы из фарфора, воска, 20 век принес нам пластмассовых очаровашек.

Вы не всегда сможете быть со своим ребенком рядом, но можете сделать для него куклу оберег своими руками, и поможет вам мастер-класс по изготовлению куклы мотанки.

Давай те же узнаем какие куклы были у других народов, например у японцев Кокэси деревянная кукла без ног и рук, сделанная из древесины вишни, кизила, клена. Расписывали их вручную цветочно-растительными мотивами, они были чем то похожи на нашу матрешку. Сначала они служили шаманам для обрядов, и как поминальные куклы.

Со временем куклы стали обычной игрушкой, их стали давать детям для развлечения, взрослые стали использовать для их изготовления — лоскуты, бумагу и многое другое. В 20 веке изготавливали большие интерьерные куклы в образе гейш, кимоно было расшито вручную, драгоценными камнями, золотой нитью.

У эскимосов, ненцев долгое время не прорисовывались глаза, рот уши, нос, считалось, что куклы связаны с потусторонними силами, она может ожить и испугать малыша. У детей северных народов было очень много кукол, девочки выходя замуж получали их в приданное. После у кукол одевали в национальные костюмы, у них появились глаза, рот, нос, уши, они стали похожи на людей.

Славянский народ изготавливал кукол из глины, соломы, золы, тряпок и нитей. Игрушка из льна отводит все болезни, поэтому она стала оберегом. Дясетеручка — эта кукла символ счастья, благополучия, кукла крупеничка — символ достатка. Крупеничка наполнялась зерном, которое потом первым сеяли и считали, что будет отличный урожай и у семьи будет достаток. Почти все крупы были символами, рис — праздичное зерно, овес — сила, гречиха — богатство, перловка — сытость.

Еще были куклы стригушки их делали из пучка стриженной травы, пока мама работала в поле для развлечения малыша. Лоскутные куклы — их уже могли делать девочки постарше, шить им одежду, наряжать.

Африканские куклы изготовлены вручную, передавали из поколения в поколение, их плели из травы, вырезали из дерева. Этнические куклы использовали в обрядах, одевали в красочные ткани, наряжали бусами, браслетами. Куклы были похожи на взрослых женщин, мужчин, они были одеты в традиционные одежды. Также шаманы изготавливали специальных кукол для ритуалов.

Индейцы также изготавливали кукол, у каждого племени они были разные, особенные, изготовленные из разных природных материалов. В ход шло все — початки кукурузы, перья, дерево, полотно, мех, кожа, волокна болотных растений. Индейцы навахо были отличными охотниками, куклы у них из меха, кожи. Индейцы холи делали кукол из дерева, иннуиты из початков кукурузы.

Присмотритесь каждая кукла отражает традиционные национальные черты, сейчас очень часто изготавливают этнических кукол одетых в одежду разных народов мира.

Старые раритетные игрушки хранятся в музеях либо в частных коллекциях, это произведения искусств, их хочется рассматривать, любоваться, они несут в себе старинную культуру.

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов - дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси - деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками - их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы - из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот.

Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов - золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек - символов благополучия и счастья, крупеничек - символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли - считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха - символом богатства, перловка - сытости, овес - силы.

Другие распространенные куклы - стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы - ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала - здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов - из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна - Барби. Вот Барби-мексиканка, вот - кенийка, а вот - полинезийская Барби.

Более старые игрушки в основном хранятся в музеях или частных коллекциях. Это действительно предметы искусства, ими хочется любоваться, ведь они несут в себе отпечаток старинной культуры.

Если вам понравилась наша статья, расскажите о ней вашим друзьям в соцсетях, нажав на кнопку ниже.

– дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.
Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами . Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

В каждом журнале - рассказ о стране, рецепт местной кухни, и другая информация.

Планируется 60 выпусков журнала - это 60 фарфоровых кукол для коллекции (количество номеров могут увеличить), рекомендованная цена каждого выпуска - 299 рублей. В киосках, к сожалению, журнал зачастую продаётся значительно дороже. Новый номер появляется в продаже через 2 недели после предыдущего, старые выпуски из продажи исчезают.

В интернете журналы серии есть здесь.

Пример рассказа из второго номера, о Провансе:

История Прованса начинается в VI веке до н. э. Именно тогда на плодородные земли средиземноморского побережья пришли греки, чтобы выращивать виноград и оливки. Они же и начали обживать эти территории, основывая города.

К примеру, город Массалия (современный Марсель) уже в 550 году до н.э. стал, благодаря массовому переселению греков, крупнейшим торговым и культурным центром.

К этому же периоду относится возникновение городов Антиба и Ницца. В III веке на эти земли обратили внимание римляне. Они легко захватили греческие средиземноморские города и продвинулись вглубь материка. Под римским влиянием облик старых городов изменился, и появились новые поселения - Арль, Ним и другие. Захватчики принесли с собой язык, ставший основой прованского диалекта, который существует вплоть до сегодняшнего дня. Кроме того, римляне построили акведуки и дороги. И сегодня можно увидеть огромный трехъярусный акведук длиной 275 м в Пон-дю-Гар и развалины римского храма в Ниме. В Арле и Роне сохранились руины римских амфитеатров и бань, в которых были обустроены полы с подогревом. Наличие столь серьезных архитектурных памятников подчеркивает значение Прованса (в те поры части Галлии) для Римской империи.

Вторгшиеся на территорию Галлии вестготы уничтожили почти все следы римского господства на материковых землях Прованса. Сохранились только развалины некоторых строений, таких как бани в Секстийских водах (ныне - город Экс-ан-Прованс).

Но сегодня история Прованса возрождается. Восстановлен собор Сен-Совер (Спасителя), идет реставрация памятников романской эпохи и готики.

Другой важный период в истории Прованса-1309- 1417 годы-когда Папа Климент V, будучи французом по происхождению, переехал в Авиньон. В эти годы были возведены Папский дворец и крепостные стены и валы, окружавшие город.

Во второй половине XIX веке - начале XX века, благодаря пьесам прованского поэта и лингвиста Фредерика Мистраля, написанным на окситанском наречии (древнем языке трубадуров), провинция стала местом обязательного паломничества и меккой для художников и кинематографистов. Пикассо, Ренуар, Матисс, Ван Гог, Сезанн - эти великие художники 20 века написали в Провансе свои лучшие работы.

Папский дворец

После переезда Папского престола в Авиньон Бене дикт XII - третий по счету Папа, восседавший в Провансе, - приказал выстроить здесь резиденцию.

Это здание, сохранилось под названием Старый дворец. Его преемник, Папа Климент VI, приказал пристроить к первой резиденции Новый дворец - более величественный и роскошный. Оба здания объединяет Большой двор ордена Почетного Легиона, где с 1947 года ежегодно проводят Авиньонский театральный фестиваль.

Внутренний дворик ведет прямо в папские апартаменты. Здесь в огромном зале Иисуса и залах казначейства кардиналы ожидали выхода Папы из личных покоев. Поражают воображение шпалерные росписи стен готических часовен, выполненные Маттео Джованетти. Из всех часовен выделяется Великая капелла, размеры которой впечатляют: 50 х 15 х 20 м.

Именно она стала смысловой и стилистической доминантой всего ансамбля, потому что построенные в последствие соборы и дворцы, такие как Собор Домской Богоматери и Малый дворец, архитектурно подчинены ей. Последний из упомянутых памятников выстроен по заказу племянника Папы Клемента Vкардинала Беранже Фредола Старшего. В настоящее время Малый дворец - это музей, коллекция живописных произведений которого представляет большую художественную и историческую ценность.

Куклы в костюмах народов мира - фото кукол

На фото ниже - куклы, которые выходят в начале серии, куклы представляют разные страны мира.

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.


Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.




Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.


Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.


Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.





В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Два года назад начала собирать коллекцию кукол в костюмах народов мира от Деагостини. Фарфоровые куколки (практически на одно лицо) плюс небольшой толщины журнал- сопроводитель выходили раз в две недели. В итоге вышло 60 номеров, и выпуски прекратились. Хотя явно не хватает в этой коллекции ещё куколок. Как говорится, для полноты картины. Можно было бы ещё повыпускать, но увы...
Вот такая коллекция собралась у меня.


Ниже приведу куколок подробнее...

Итак,
Финляндия, Норвегия, Россия (зима), Россия (лето) , Украина.
Россию и Украину позаимствовала, правда, в другой коллекции кукол Деагостини - куклы в народных костюмах (где выпускались народы России).


Индия, Япония, Южная Корея, Камбоджа, Китай.


Северная Америка, Гренландия, Аляска, Исландия.


Нормандия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды,Швеция.


Австрия, Бавария, Прованс (Франция), Бремен (Германия), Каталония (Испания)


Болгария, Чехия, Румыния, Польша, Венгрия


Чили, Куба, Бразилия, Мексика, Португалия.


Черногория, Шотландия, Турция, Греция, Хорватия.


Мали, Новая Зеландия, Марокко, Египет.


Вот такие к ним прикладывались журналы с краткой историей страны и описанием костюма...


Жаль, что выпуски прекратились. Хотелось бы увидеть, например, Ирландию, Данию, Монако, Италию (была Сардиния, но могли бы сделать и Сицилию и Неаполь), интересен был бы женский Турецкий костюм (в коллекции- мужской), Испания издавалась особым номером с большой неформатной куклой, нужно было бы её сделать, как все куклы, костюм Страны Басков интересен (особенно мужской с беретом), арабы (ОАЭ)-мужчины, хотя и женщины тоже))), Австралия, американки (Техас, например)).
Но это то что хотелось бы. Но мечтать не вредно.)))

Прочитала, что в каждой стране издаётся подобная серия коллекционных кукол.)))

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна – Барби. Вот Барби-мексиканка, вот – кенийка, а вот – полинезийская Барби.