Конспект занятия по математике в подготовительной группе по фгос. тема: знаки «больше», «меньше

КОНСПЕКТ итогово-проверочного занятия по формированию математических представлений для детей подготовительной группы.

Задачи:
1.проверить знания порядкового и обратного счёт в пределах 20.
2.выявить умения детей определять предыдущее и последующее к названному числу.
3.выявить умение детей пользоваться знаками: равно, больше, меньше.
4.проверить знания детей о составе чисел: 6-10.
5.выявить умения решать и составлять простые задачи на сложение (вычитание).
6. проверить знания объемных тел, выявить умение соотносить объемные тела с предметами окружающей среды.
6.развивать логическое мышление, внимание, творчество, воображение.

Ход занятия:

– Ребята, сегодня у нас занятие по математике. Но занятие необычное, интересное, увлекательное. Действительно ли наше занятие было таким вы скажите в конце занятия...
- Вам нужно построиться в шеренгу. Сейчас закройте глаза, посчитайте от 10 до 1 , не подглядывайте (воспитатель вешает медальоны с цифрами от 20 и меньше детям на спину).
ПРОСТ-Е ОТНОШЕНИЯ
- На спине у вас висят медальоны с цифрами, но с какой цифрой говорить нельзя.
Вашему соседу можно дать подсказку.
Например «Данил», слушай мою подсказку: это цифра находится между цифрами 17 и 19. Какую другую подсказку можно было придумать для «Данила»?
ПОРЯДКОВЫЙ (ОБРАТНЫЙ) СЧЕТ
- Каждый из вас увидел свою цифру. А теперь на счет раз-два-три вы должны построиться в одну шеренгу от самой маленькой до большой.

У кого самая маленькая цифра?
- У кого самая большая цифра?
- Какой по счету он будет стоять?
раз-два-три!
- Посмотрите на своих соседей правильно они встали? Молодцы!
- Теперь вам нужно построиться в обратном порядке.
- Слушай мою команду в шеренгу стройся раз-два-три!
ЗНАКИ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, РАВНО
- Я думаю, что с заданием вы справились. Теперь садимся на свои места.
- Посмотрите на своего соседа, на его цифру. Пред вами лежат карточки со знаками «больше», «меньше», «равно». Вам нужно правильно поставить знак между вашими цифрами.
- …….. вы почему выбрали такой знак? (объяснение ребенка).
СОСТАВ ЧИСЕЛ 6,7,8,9.
- У каждой цифры есть свои домики.
– Перед вами домики с цифрами. Вам нужно правильно расселить жителей.
-«…….», в домике под номером 7 на каждом этаже, сколько жителей должно быть? (по семь)
ЛОГИКА
- Ой! Ой! Раскричалась одна цифра, возмущается, чуть не плачет. Опять говорит про меня, забыли. Вечно так со мной поступают. Когда я даже в прятки играю, про меня забывают (воспитатель держит карточку с цифрой, но не разворачивает). Вот послушайте, может быть, вы, догадаетесь? Когда я выглядываю из-за коробки с правой стороны все меня называют однеркой, когда я выглядываю с левой - нолем.
Кто же я такая?
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ
- Чтобы цифра не расстраивалась, давайте мы с цифрой 10 придумаем задачу, я вам помогу вначале. На полке стояло 10 чашек…? (воспитатель вместе с детьми составляет 1-2 задачи на вычитание).
_ Я придумала другую задачу, слушайте и смотрите внимательно (воспитатель с помощью предметных картинок рассказывает условие задачи на сложение, после дети решают). Например: « Цифра 10 сдружилась со своими подружками цифрами и пригласила их в гости. Для гостей приготовила в начале 6 салатниц, а попозже добавила еще 4. Сколько гостей придет к цифре 10?»
-«…..», откуда ты узнал сколько гостей придет?
- Ребята, как вы думаете, почему к цифре 10 пришли 10 гостей? (объяснение детей).
ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ
- Цифра 10 сдружилась не только с цифрами, но и с объемными телами (воспитатель перед детьми ставит поднос с предметами, которые по форме похожи на объемное тело-«цилиндр»), посмотрите сюда внимательнее, что интересного вы увидели? (ответы детей)
- Вам цифра десять предлагает в группе найти предметы похожие на объемные тела на ваш выбор, но вы обязательно должны назвать, на какое объемное тело похож предмет (дети приносят несколько предметов).
ЛОГИКА
-Для вас приготовлена еще одна игра, игра называется, построй цифру. У меня в мешочке 3 разные фигуры. Каждая фигура это отдельная команда (дети достают фигуры делятся на три команды: квадраты, круги, треугольники).
- У меня в руках карточки с цифрами, один из команды подходит и выбирает карточку, цифру называть ни в коем случае нельзя, потому что вы эту цифру должны показать. Не на пальцах, а с помощью своего тела. Другие ребята отгадывают.
ИТОГ: Вот и подошло к концу наше занятие. Было ли занятие интересным, увлекательным? Почему оно показалось интересным? Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, вы обратили внимание на то, что у нас вами везде были игры с цифрами, но игры были разные. Вы сами увидели, сколько игр можно придумать с цифрами. Наше сегодняшнее занятие мы можем с вами назвать «праздник цифр», мы действительно для цифр устроили праздник.

Сформировать представления о знаках < и >, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, потом проверю себя по учебнику»;

Тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества, коммуникативные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учяреждение

«Начальная школа- детский сад № 1 «Колокольчик»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

«Знаки > и

Выполнила воспитатель 1 квалификационной категории

Ильина Светлана Евгеньевна

2011 год

Цель:

Сформировать представления о знака х и >, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, потом проверю себя по учебнику»;

Тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества, коммуникативные качества.

Демонстрационный материал: мультимедийная установка.

Раздаточный материал:

Кубики ЛЕГО, карандаши, лист с заданием, полоски картона одинаковой длины.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать культуру поведения.

Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает их, кем они хотят стать когда вырастут.

После ответов детей воспитатель задаёт им ещё один вопрос:

Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?

Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным.

Зачем мужчине быть сильным?

После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым.

Кому должны помогать мальчики? (мамам, бабушкам, девочкам, младшим детям)

Воспитатель рассказывает детям, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесёт он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.

Как быть? (Надо, чтобы Ваня нёс тот пакет, в котором больше картошки, а Таня- тот пакет, где картошки меньше).

Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?

Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

Игра «За картошкой»

Дидактические задачи:

Актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и =;

Развивать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

Дети подходят к доске – магазину.

Воспитатель – продавец магазина рассказывает покупателям, что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых нет.

Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков.

О чём рассказывают знаки, стоящие между пакетами? (= говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак = - о том, что в пакетах картошки не поровну.)

Какая из этих пар мешков подойдёт Тане и Ване? Почему?

Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, т.к. в этом случае Ваня не сможет взять более тяжёлый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак =, подойдут, т.к. они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «За картошкой» (продолжение)

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксация затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания;
  3. тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Какой мешок возьмёт Ваня?

Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака =. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит где картошки больше, а где меньше.

Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли).

Почему не смогли (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше).

Значит, что нам надо узнать, что бы помочь Ване? (Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)

4. Открытие нового знания.

Игра «Столбики»

Дидактические задачи:

1. Сформировать представления о знаках > и

2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то, не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

3.Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, аналогии, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

Как мы можем это узнать?

К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать на третий способ.

А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете?

Дети садятся за столы по четыре человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырёх цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины.

Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета.

Может возникнуть ситуация когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно.

Постройте из ваших кубиков столбик.

Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобиться взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобиться пять таких же кубиков.)

Воспитатель кладёт на столы дополнительные кубики, и дети строят ещё один столбик.

Поставьте два ваших столбика на одну вашу полоску, а сверху положите другую.

Какой знак получится из полосок? (Знак =.)

Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кубиков.)

Воспитатель пишет на доске: 5=5.

Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придётся договариваться.

В результате один ребёнок должен убрать 1 кубик, другой – 2 кубика, третий- 3, а четвёртый- 4 кубика.

Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полосу.

Что интересного вы заметили? (Полоска лежит не ровно.)

Где расстояние между полосками меньше? (Оно меньше там, где меньше кубиков.)

Сколько у вас кубиков в левом столбике?

У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5.

Сколько кубиков осталось в правом столбике?

Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число:

Воспитатель пишет на доске знак >.

Так? (Да.)

Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да.)

Воспитатель пишет знаки между числами:

Дети хором читают записи.

Воспитатель предлагает детям поменять столбики местами и положить на них полоску.

Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа)?

Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4, а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.

Куда больше раскрыты полоски? (В сторону большего числа.)

Какие знаки вы бы предложили записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5?

Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило по аналогии они пишут знак «меньше» правильно, а если кто-то, запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.

Дети хором читают записи:

Как вы назовёте знак, который только что придумали? (Знак «меньше».)

Воспитатель хвалит детей и говорит им о том, что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.

Дети подходят к доске, а воспитатель открывает таблицу №2.

Какой же мешок возьмёт Ваня? (Он возьмёт мешок, который расположен справа.)

Почему вы думаете, что это будет мешок расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки.)

Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да.)

Молодцы!

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

Работа в тетради.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.

Дети собираются около воспитателя.

Кому вы сегодня смогли помочь?

Что вам было наиболее трудно?

Что было интересно?

Какие новые знания дали вам выбрать пакет, в котором больше картошки?


После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, познакомился с цифрами его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения , а в каких - знак вычитания .

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий , показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения . Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине.

Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.

Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»



Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

Упражнение 2

Цель . Знакомить СО ЗНАКОМ СЛОЖЕНИЯ .

Способ выполнения . Воспитатель продолжает беседу:

Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить , что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали . Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц? (4)

Упражнение 3

Цель . Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа .

Задание . Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1 . Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 конфеты, ей дали еще одну».

У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП

(Фигурки дети выбирают сами.)

Упражнение 4

Цель . Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную .

Задание.

Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы - обозначать числа в этой же записи фигурками у себя на столе.

Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному)

2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.

Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют соответствующий рассказ.

При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе словесно заданной ситуации на язык математической символики, последовательность указаний педагога такова:

а) обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.);

б) обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

в) поставьте между ними нужный знак действия.

Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе?

Составляется запись: 4 + 3.

Такую запись называют «математическое выражение ». Она показывает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

3 + 4 = 7 значение выражения

Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со ЗНАКОМ «РАВНО».

Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания .

Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет.

В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВИЕМ ВЫЧИТАНИЯ И ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

Упражнение 1

Цель . Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

Материалы . Фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения . Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

Упражнение 2

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия .

Задание .

Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

Упражнение 3

Цель . Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ.

Задание.

Запомните, сколько яблок. (Запись убирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

Упражнение 4

Цель . Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

Задание.

Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)

Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)

Ответ во всех случаях получен пересчетом.

После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

В подготовительной к школе группе возможно и целесообразно введение символики для обозначения отношений «больше», «мень­ше», «равно» (>, <, =). Освоение детьми элементов символики способствует осмыслению ими количественных отношений в натуральном ряду чисел.

Дети обозначают знаками отношения между двумя числами (1<2, 2>1), затем несколькими (5<6<7, 7>6>5), всеми чис­лами ряда в пределах 10.

28. Методика ознакомления с монетами .

Чтобы познакомить детей с деньгами можно провести беседу, используя книгу А.Д. Шатовой «Деньги».

Рассказать детям как появились деньги, что такое монета и купюра, об их достоинстве, о том какую роль играют деньги в жизни людей, о труде людей и оплате их работы деньгами (зарплата), о семейном бюджете и др.

Для формирования представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста можно провести занятия на тему: «Деньги. Купюра. Монета», «Достоинство монет и купюр», «Цена. Товар. Качество товара», «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость» «Размен денег»

ДС № 193 «Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти

Конспект

занятия по ФЭМП

с детьми старшей группы

Тема «Больше. Меньше. Знаки «< » и «> »

с использованием технологии проблемного обучения

Подготовила:

воспитатель И.Р. Орешкина

2015г.

Цель: Научить самостоятельно добывать знания о знаках «<» и «>», использовать их при сравнении групп предметов.

Задачи:

Обучающие:

    Познакомить со знаками «<» и «>».

    Учить детей сравнивать группы предметов с помощью знаков.

Развивающие:

    Развивать пространственное воображение, образное, логическое мышление.

    Развивать память, внимание, речь.

Воспитывающие:

    Воспитывать интерес к математике, умение работать сообща, умение правильно строить отношения со сверстниками. Материал к занятию:

Демонстрационный:

Раздаточный:

Ход занятия:

Вводная часть.

Ребята какие времена годы мы с вами знаем? А какое у вас любимое время года? А вот мне нравится осень, ее золотая пора, когда идешь по лесу или по дороге усланной золотыми листочками, как по золотому ковру.

Ребята, я приглашаю вас на нашу поляну, где лежат листочки, красивые, яркие! С каких деревьев опали наши листочки? Давайте объединим их в две группы. (Одни большие – кленовые, другие маленькие - дубовые)

Давайте посчитаем, сколько кленовых листочков? Возьмите нужную цифру (4)

А сколько дубовых? Отметим количество нужной цифрой. (4)

Основная часть:

- Сравните количество кленовых и дубовых листочков. (Их равное количество).

Как вы это узнали? (пересчитали, составили пары).

Давайте мы с вами составим равенство: (4=4) Молодцы! Все верно!

Но, пока мы с вами рассуждали, на полянке появились вредные гусеницы,

- Сколько гусениц приползло к кленовым листьям? (3)

А к дубовым? (2)

Давайте мы сравним количество гусениц на кленовых листочках и на дубовых. Какой знак мы поставим между цифрами 3 и 2? (Неравно)

Да, можно поставить этот знак. Но, может ли знак «не равно» рассказать нам, на каких листьях гусениц больше? А какой знак нам поможет это сделать? Вы знаете?

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

I

Постановка проблемы

Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий:

Мы хотим узнать, существует ли знак, который может рассказать какое число больше или меньше? Но не знаем, возможно ли это?

Итак, на какой вопрос мы хотим с вами получить ответ? Что мы хотим с вами узнать?

Дети осознают создавшееся противоречие: - Нужно узнать какой коврик больше, но мы не знаем, как их сравнить

Дети «осознают» цель поиска.

Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.

II

Актуализация знаний

Для того чтобы решить нашу проблему, в ней нужно сначала разобраться. Пройдите, пожалуйста, на свои места

У вас, у каждого на столах есть по две палочки. С помощью палочек изобразите знак равно. Когда мы можем поставить равно?

Мы с вами считали гусениц и узнали, что на кленовых их 3, а на дубовых-2. У вас на столах есть цифры, возьмите их и положите перед собой. Какой мы можем поставить между ними знак? Почему

Изобразите с помощью этих же палочек знак «неравно».

Когда две части одинаковые.

Дети изображают знак с помощью палочек.

Неравно, потому что две части разные.

Дети пытаются, но понимают, что им не хватает еще по одной палочки.

III

Выдвижение гипотез, предположений

Давайте подумаем, что же нам делать? Ведь больше палочек нет?

А можно ли изобразить какой-нибудь знак с помощью двух палочек, но какой?

А почему именно так?

Действительно, 3 больше, чем 2, поэтому мы поставили знак больше.

А если я цифры поменяю местами, то, что произойдет со знаком?

Правильно, теперь мы получили знак «меньше»

Мы с вами подумали и предположили, что если число маленькое то палочки нужно соединить, а если большое – раскрыть.

Дети высказывают свои мнения.

Попробовать изобразить с помощью двух палочек.

Дети участвуют в размышлении

У маленького числа палочки соединить, а у большого раскрыть.

3 больше, чем 2, поэтому раскрываем мы палочки около числа3, закрываем возле числа 2.

Знак нужно будет поменять, т.к. 2 меньше, чем три.

IV

Проверка решения

Давайте проверим наше предположение.

Где мы можем посмотреть и проверить его?

Посмотрите, я принесла вам энциклопедию, в которой мы можем посмотреть, верное ли наше предположение? У меня есть закладка.

Что мы с вами видим?

В энциклопедии, у родителей…

Дети рассматривают и делают вывод, что их предположение верно.

V

Введение в систему знаний

А теперь, для того, чтобы закрепить наши новые знания, мы с вами разделимся на две группы.

Каждой паре предлагаю пройти к столам. Вы видите на них таблицы, где уже расставлены знаки. Вам нужно в соответствии со знаками расставить правильно цифры.

Предлагаю поменяться и произвести проверку.

Что вы можете сказать?

Молодцы, вы справились с заданием.

Так какое же мы сделали с вами открытие? С какими новыми знаками познакомились?

Задачи:

  • Дать представления о знаках «больше», «меньше», учить детей пользоваться ими, закреплять представления о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношениях смежных чисел, о составе числа из двух меньших.
  • Упражнять в умении составлять и решать задачи, формулировать арифметическое действие, ориентироваться в пространстве по отношению к себе, работать в тетради в клетку.
  • Продолжать формировать представления о длине и ширине предметов, об их измерении.
  • Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.

Материал:

  • У детей: карточки с точками и цифрами, под которыми зашифрованы разные виды транспорта, тетради в клетку, простые карандаши, ножницы, чистые листы бумаги (формат А4), карточки с наклеенными квадратами разного цвета (на порядковый счет), объемные цифры, карточки с задачами-иллюстрациями, маленькие машины.
  • У воспитателя:таблицы с цифровыми рядами, знаки «больше», «меньше»; таблица «Узнай путь белочки к дуплу», «Узнай путь ежика к норе»; аудиозапись «Голос волшебника».

Ход занятия:

До занятия воспитатель вместе с детьми строит из мелкого строительного материала, городок с улицами и площадями, замком, парком. Во дворики домов помещаю мелкие игрушки зверюшек и домашних животных. Дети рассаживаются за столы вокруг этого городка.

«Ребята, какой интересный городок мы с вами построили, но оказывается в нем хозяйничает злой волшебник по имени – Ноль, А город называется Магнитофон. (Голос «волшебника») «Здравствуйте ребята! Я волшебник по имени Ноль, хозяин города математических загадок, приветствую Вас! В моем городе живут звери и животные, но я их запер в ломах и не пускаю повеселиться на теплом весеннем солнышке и зеленой травке, потому, что еще не нашелся никто, кто бы отгадал мои загадки! (Выключается магнитофон)
Ребята, жалко вам зверюшек? Давайте освободим их, выпустим из домов погулять на травке? Но для этого надо решить задачки волшебника Ноля.

1. На чем мы можем поехать в город математических загадок? (Дети перечисляют: на автобусе, на поезде, на самолете, и т.д.) каждый из вас поедет на своем транспорте. Он зашифрован на вашем листочке. Вы видите на листе точки. Все точки надо соединить линиями по порядку, который подскажут цифры. От цифры один проводим линию к цифре два, от цифры два проводим линию к цифре три. И т. д. (После выполнения задания опросить детей: «На чем ты поедешь в город математических загадок?»)

2. Представим, что мы подъехали к городу и остановились у ворот. А в город нас не пускает стража. Стражники приказывают нам отгадать их трудные задачки (берет лежащий у ворот листок и читает) :

а) На поляне у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать
Кто успел их сосчитать? (Четыре жука)

б)На полянке у дубка
Крот увидел два дубка.
А подальше у сосны,
Он нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов?
Сколько крот нашел грибов? (Три грибка)

в) Расставил Андрюшка в два ряда игрушки,
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка косой.
Следом за ними еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (Шесть игрушек)

г) Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек
Кто ответит из ребят:
Сколько было всех утят? (Четыре утенка)

д) В снег упал Сережка
А за ним Алешка
А за ним Маринка
А за ней Иринка
А потом упал Игнат
Сколько на снегу ребят? (Пять ребят)

– Ну, молодцы, ребята, отгадали все загадки и стражники, наверное, пропустят нас в город.

3. Представим себе, что мы зашли в город математических загадок и сразу попали на числовую улицу. Вот вы, на какой улице живете? (Спросить 2-3 детей) А в этом волшебном городе есть улица Числовая. На ней живет мальчик Гаврюша со своими питомцами (показывает указкой на зверюшек и выставляет их на мольберт таблицу «Гаврюша». Затем показывает картинки лопаты и лейки) Куда пойдет Гаврюша? Что он хочет делать на огороде? Дайте ему в правую руку лейку, а в левую лопатку (показывает тетрадку с неоконченной работой) Гаврюша оставил недоделанную работу по математике. Давайте решим за Гаврюшу его задачи. Что же он тут писал? (Выставляет крупный образец) Посмотрите и скажите, сколько фигур должно быть на третьей строчке? Почему? Докажите. Если ваш товарищ ошибется, поможем ему, т.к. мы вместе должны путешествовать по городу Математических загадок. Откроем тетради и напишем всего пять строчек геометрических фигур, но количество фигур в каждой строчке должно быть разное. Догадайтесь, какое? (Напомнить правило написания в строке)

4. Ребята, как еще долго придется путешествовать по городу. Давайте отдохнем. Поиграем в игру «Чье звено быстрее соберется?» У вас есть карточки, на которых квадраты разного цвета. Все зеленые квадраты соберутся к окну, фиолетовые – к мольберту, а коричневые – к уголку природы. В звеньях постройтесь по порядку и посчитайтесь: 1, 2, 3... Под бубен маршируйте по группе, а по сигналу стройтесь в звенья. Чье звено быстрее соберется? (Играть 2, 3 раза)

5. Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы попали на улицу Смекалистых. Есть среди вас Смекалистые? Ну, посмотрим!

а) умеете ли вы считать обратно. Я буду бросать мяч, и называть число, а вы от этого числа считайте обратно (4-5 раз)
б) посмотрите на эту таблицу: Какое число здесь самое большее? А какое число здесь самое меньшее? А число 2 меньше, каких чисел? А число 8 больше, каких чисел?
в) А умеете ли вы отгадывать неизвестные числа? Откройте тетрадки, на которых нарисован утенок из мультиков Диснея, на странице, где Чипполино предлагает нам свои загадки.

В каждой строчке найдите неизвестные числа, поставьте цифру в нужную клетку. Какое неизвестное число в первой строчке? Прочитай всю строчку. Какое неизвестное число во второй строчке? Читай ее. Третью строчку прочитаем все хором. Какое здесь было неизвестное число? Молодцы ребята и эти загадки волшебника Ноля вы отгадали.

6. А сейчас мы с вами попали на улицу знаков (показывает узкий указкой улицу и выставляет на мольберт две цифры: 3 и 3) Какой знак можно поставить между этими цифрами? Правильно (+), (ставит знак) Три плюс три чему равно? А еще, какой знак можно поставить? Дети: минус (–) Три минус три, чему равно? Правильно, нулю. Это любимая цифра волшебника Нуля. А можно между этими цифрами поставить вот такой знак? (Ставит знак равенства) . (Выслушать ответы детей, предложить доказать правильность своего ответа) А если я вместо цифры три поставлю другую цифру? (Ставит цифру 4) Можно ли между ними оставить знак равенства? Нет? Почему же? А я думаю что можно? Докажите. Конечно ребята, 4 больше трех, если какое то число больше или меньше другого, то ставятся вот такие знаки (показывает, выставляет на мольберт два примера: 4 больше 6; 3 и 5 меньше 6), Этот знак называется «больше» и читается так: 4 больше трех, а этот знак называется «меньше» и читается так: 5 меньше 6. Похожи эти знаки друг на друга? Чем они похожи? (Они одинаковые, только острие направлено в разные стороны) Эти знаки можно распознавать по рукам, на правой руке знак «больше» (показывает) , на левой – знак «меньше». Покажите на своей руке знак «больше» (показывает) , покажите – знак «меньше».
Какой знак надо здесь поставить? (Ставит цифры 8 и 3)
А здесь? Ставит цифры (6 и 10) . Ну ребята волшебник Ноль и не думал, что вы запомните эти знаки! Их не трудно запоминать, да?

7. Ребята, на улице знаков протекает река быстрых ответов. Как нам перейти на ту сторону реки? Да нужен мост. Как называется мост, по которому идут пешеходы? А если мы поедем на машине по мосту? Как он будет называться? Давайте из бумаги сделаем пешеходный и автомобильный мосты. Мост у вас должен быть в идее полоски бумаги (показывае т) . С чего начинаем изготовление моста? Какой ширины будет пешеходный мост: узкий или широкий? А автомобильный? Как узнать, какой длинны надо делать мост? Как измерить длину моста? Помогайте друг другу.

8. Перешли мы на ту сторону реки, и попали в замок нерешенных задач. Давайте их решим и выпустим на волю гусят, которые живут в замке. Придумайте задачки по своим картинкам. (Спросить 3-4 ребенка) Какие части есть у задачи? Давайте решим Сашину задачку (повторить ее) Это задача на сложение или вычитание? Как вы ее решили? Придумайте задачку вот по этому примеру (6 + 2 = ?)
А кто решит вот такую задачу: «На озере плавали гуси, Когда один вышел на берег, то в воде осталось 7 гусей. Сколько гусей плавало в озере? Помогайте товарищу решать, решайте вместе».

– Молодцы ребята, у волшебника Ноля совсем испортилось настроение, придется ему выпускать своих пленников.

9. В конце города, ребята парк. И он называется парком Неизвестных чисел. Кто живет в этом парке? (Выставляется таблица «Укажи путь белочки к дуплу» и «Укажи путь ежику к норе») Где спит белочка? (Показывает на дупло) . Где спит ежик? Белочка может пройти к дуплу вот по этим дорожкам, но не по всем, а по какой-то одной, на которой два числа составляют третье в дупле (в каждой из трех дорожек ставит числа и только на одной ставит числа, которые составляют сумму числа, находящегося в дупле) По какой дорожке должна прыгать белочка,? По какой дорожке бежит ежик? Почему?

– Ребята, мы выполнили все задания волшебника Ноля. И мы можем выпустить всех животных, а по улицам повести машины. Возьмите животных и машины, поиграйте в городке.