Игровой тренинг на сплочение детского коллектива в старшей группе детского сада. Лучшие психологические игры для детей и подростков Доу игры тренинги

Тренинг для дошкольников «В краю хорошего настроения»

Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для педагогов-психологов детских садов.

Цель - коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

Закрепить понятие «настроение»;

Учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

Обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.

Развивающие:

Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

Развивать интерес детей в изучении самих себя;

Развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

Развивать навыки релаксации,

Развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

Повышать социальную компетентность;

Создавать положительный эмоциональный настрой;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия:

1. Вступление.

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление -

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся -

В край чудесный отправляемся!

Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.

2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:

красный - бодрое, активное настроение -

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый - веселое настроение -

хочется радоваться всему;

зеленый - общительное настроение -

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий - спокойное настроение -

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый - скучное настроение -

не знаю чем заняться;

коричневый - сердитое настроение -

я злюсь, я обижен;

черный - грустное настроение -

мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

4. Танцевальная терапия.

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать - будем дружно танцевать.

Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета - быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

7. Упражнение «Сухой душ»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ».

Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.

Предлагаемые игры и упражнения интересны и доступны для дошкольников с разным уровнем подготовленности.

Психологическая игра для детей«Еслинравитсятебе, тоделайтак!»

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг

Психологическая игра для детей«Ябросаютебемяч».

Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должендостойно ответить.

Психологическая игра для детей«Испорченный телефон»

Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.

Нет такого человека, чтобы век без греха

Всякая неправда – грех

От судьбы не уйдешь

Риск – благородное дело

Денег наживешь – без нужды проживешь

Когда деньги говорят – правда молчит

И с умом воровать – беды не избежать

Раз украл - навек вором стал

Кто сильнее – тот и прав

С кем поведешься - от того и наберешься

Умная ложь лучше глупой правды

Убежал – прав, а попался - виноват

4.Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают по 2 листа с названиями«продаю»и«покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю»написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.

Психологическая игра для детей«Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Методика «Твое имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Игра-упражнение«Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

Психологическая игра для детей«БУРИМЕ»

Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих. Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки. Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.

Психологическая игра для детей«МУХА»

Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.

Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.

Психологическая игра для детей«ТРОЕЧКА»

Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.

При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.

Психологическая игра для детей«ЗООПАРК»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала "себя", а потом любое другое присутствующее "животное". Это "животное" получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Психологическое упражнение для детей«ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»

В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее). Например, на первую табуретку - 3 конфеты, на вторую - 2, на третью - 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня "Подвигай попой". И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

Психологическая игра для детей«НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»

Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка - 1 особь, прищепки - много. Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами. Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.

Конспект проблемно игрового тренинга для детей второй младшей группы "Кто я? Кто ты?"

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
Формировать осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Развивать умение выполнять действия самостоятельно, уметь согласовывать свои действия с действиями партнера в паре.
Совершенствовать умение принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности
Основывать диалогическую речь, отвечая на вопросы и обращения педагога
Воспитывать культуру взаимодействия между девочками и мальчиками, желание прийти на помощь

МАТЕРИАЛЛ:
Мяч.
Повязки на глаза (на подгруппу детей).
Стихотворение В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?»
Модуль для игры « Спасатели».

Ребята, я очень рада всех вас видеть. Сегодня я вам уже это говорила, но скажу еще раз: «Вы все такие веселые и очень красивые». Давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга и наших гостей.
Здравствуй друг! Здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
А теперь все повернулись,
Все мы дружно оглянулись,

И гостям мы улыбнулись!
Ребята, сегодня я решила пригласить в нашу группу гостей. А знаете, почему мне это захотелось сделать, потому что не все гости вас знают, и вы не всех знаете. Но одна, без вашей помощи, я не справлюсь. Помогите, мне, пожалуйста.
(Дети решают прийти на помощь педагогу ).

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ « ЗНАКОМСТВО».
Давайте встанем в круг, и скажем, нашим гостя как вас зовут и кто вы – девочка или мальчик. Поможет вам в этом мячик, который вы будите передавать друг другу и рассказывать о себе.
Очень хорошо. Я думаю, что наши гости, запомнили, как вас зовут и кто вы, а как зовут их, они скажут чуть позже.
Ребята, а знаете вы, что можно делать, а что нельзя? /Да /. Можете рассказать об это гостям? /Да /. Тогда давайте пройдем и сядем на стулья.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, А ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО».
В жизни каждого человека девочка это или мальчик, мужчина или женщина, дедушка или бабушка, могут произойти разные ситуации. И поэтому, прежде чем что – то сделать, всегда очень хорошо подумайте, можно это сделать или нельзя. Запомнили? /Да /.
У поэта Владимира Маяковского есть замечательные стихи для детей, которые называются « Что такое хорошо и что такое плохо?». Я прочитаю вам отрывки, а вы мне скажите, где хорошо и правильно, а где нет.
Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице.
Скажите, это хорошо или плохо
Для детской кожице? /Плохо. Всегда нужно умываться. Чтобы не было микробов /
Правильно ребята, за своим здоровьем нужно следить.
Если мальчик любит труд.
Тычет в книжку пальчик.
Про такого что напишут? /Он хороший мальчик /
Ребята, а где мы должны смотреть книги? /За столом /
Как должны сидеть? /Красиво, спина прямая /
Как мы обращаемся с книгами? /Аккуратно, бережно /
Правильно, вы все знаете, и я думаю, что будете поступать так, как говорите. Но бывает такое, когда человеку необходима именно ваша помощь. Вы готовы прийти на помощь друг другу?/Да /. Сейчас мы это проверим.

ИГРА «СПАСАТЕЛИ»
А кто такие « спасатели»? /Люди, которые могут всегда прийти на помощь /
Правильно, но чтобы вам не нужны были « спасатели» всегда думайте можно сделать или нельзя.
Для игры я попрошу встать девочек справа от меня, а мальчиков слева. На нашей игровой площадке находиться много разных предметов. Девочкам я завяжу глаза, и они ничего не будут видеть. Мальчики подойдут, возьмут девочку за руку и проведут ее между предметами так, чтобы ничего не задеть. Мальчики должны быть очень внимательными, а девочки доверьтесь им.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС « ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ».
- Девочки вы что – то видели с завязанными глазами? /нет /.
- Мальчики, а вы чувствовали ответственность за девочек? /Да /.
- Как вы их вели? /Осторожно, аккуратно /.
Конечно, ведь девочки вам доверили самое дорогое – это жизнь. А еще, ребята, очень плохо людям, у которых плохое зрение или они ничего не видят. Поэтому будьте всегда внимательны друг к другу.
Подойдите ко мне и скажите, были у вас трудности при выполнении заданий или нет?
/Педагог дает оценку пошедшему тренингу /.
А теперь вы можете подойти к нашим гостям, познакомиться с ними и поговорить.

Практические игры-тренинги

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной ак­тивности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к само­стоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Этот факт обусловливает необходимость, как можно раньше на­чинать знакомить дошкольников с первой медицинской помощью и основами безопасности. Ребенок должен четко знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и близкого, и как помочь уже травмированному человеку.

В то же время детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребенка и воз­никает устойчивое аффективное напряжение.

Дети в таких случаях ведут себя по-разному. У од­них ощущение угрозы превращается в чувство обречен­ности, делает их совершенно беспомощными. У других угрожающая обстановка способна вызвать подъем ду­шевных и физических сил, мобилизовать активность и даже вызвать агрессию.

Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее.

Вопрос: - Как ведёт себя полностью неподготовленный дошкольник?

Предполагаемый ответ:

Сохраняет растерянность, которая вызы­вает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс.

С другой стороны, есть группа детей, которая нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые "ничего не боятся", могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникнове­ния. Поэтому их следует знакомить с источниками опас­ности, мерами предосторожности и собственными воз­можностями. Именно это и можно считать опытом бе­зопасного поведения, который позволит будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при воз­никновении травмоопасных ситуаций.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он пра­вильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее "проигрывание" - наилучший способ для преодоления чувства страха в опас­ных случаях у одних ребят и удержива­ния от поспешных, но неверных дей­ствий - у других.

Следовательно, це­лью формирования пра­вильного отношения ребенка к возника­ющим травмоопасным ситуациямвозникает необхо­димость проводить практические игры -тренинги.

Вопрос: - Почему на ваш взгляд для развити я у дошкольников навыков безопасного поведения эффективно проводить п рактические игры-тренинги ?

Выделите правильный ответ* :

Д ля дошкольника включение в игру просто и естественно

Д ети шести лет не играют, они проживают ситуации в реальности

Дети должны чем-то заниматься

П рактические знания подкрепляются яркими эмоциональны­ми переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;

Тренинг – занятие для ленивых

Т ренинг - возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т. е. приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуа­ции).

Тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении зна­ний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию

Вопрос: - Какие вы видите преимущества использования практических игр-тренингов?

Ответ:

  • максимальная активность каждого ребенка;

    возможность дифференцированного осуществления систематизации знаний детей;

    поддержание устойчивого интереса дошкольников за счет высокого эмоционального фона и динамики занятий;

    реалистичность занятий, в процессе которых дети получают практические навыки и реальный жизнен­ный опыт.

Резюме:

Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быс­тро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позво­ляет утверждаться в правильности понима­ния норм безопасного поведения.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминиру­ющих. Игры типа "Раз - два - три, что опасно - найди", "Сто бед - один ответ" направлены на закрепление знаний об источниках опас­ности, причинах возникновения травмоопасных ситуаций. Углублению знаний о возможной угрозе и способах действий посвящены игры "Так, да не так", "Сам себе доктор", "Мы - спасатели" и др.

Вопрос: - Как может меняться роль воспитателя в процессе игры, тренинга?

Ответ:

- При ознакомлении с игрой - организатор деятельности; затем - непосредственный участ­ник игры; далее, на закрепляющем этапе, - советчик-консультант.

Дидактические игры

на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения

Игра "Раз - два - три, что опасно - найди"

Задачи:

    закреплять представления об источниках опасности;

    развивать самостоятельность, сообразительность, внимание;

    воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться и не отбирать предметы друг у друга.

Материалы: опасные предметы: нож, утюг, вилка от розетки, стекло, горячий чай, химикаты; безо­пасные предметы: книга, паста, ложка и т. д.

Ход игры:

Выбирается Стобед, который отворачивается от группы детей и считает до 5. Дети в это время берут из уголка спасателя те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Стобед с закрытыми гла­зами отгадывает, что за предмет у каждого. Если он отгадывает, то ребенок рассказывает Стобеду, чем этот предмет опасен и как с ним правильно обращаться.

Игра "Так да не так "

Задачи:

    учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных ;

    развивать внимание;

    воспитыватьжелание соблюдать правила безопасности .

Правила:

    при возникновении опасных ситуаций демонстрировать предмет или действие, с ним справиться, предотвратить;

    при возникновении неопасной ситуации - радостный прыжок вверх с картонной рож бающегося человечка Улыбайки.

Ход игры:

Группа делится на две подгруппы: друзей Стообеда и спасателей. В течение всей игры демонстрируют различные ситуации: стоят на подоконнике (в качестве подоконника используются детские стульчики), играют со спичками в качестве спичек используются счетные палочки), включают розетку, гуляют под солнцем без панамок, разговаривают за столом и т. д. Спасатели реагируют в соответствии с правилами.

Игра "Мы - спасатели"

Задачи:

    закреплять представление о травмоопасных моментах, правильных действиях в конкретных ситуациях;

    развивать внимание;

    воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему;

    преодолевать страх в ситуации получения травмы

Правила:

    оказывать помощь согласно инструкции на карточке;

    в случае сомнений обращаться за помощью к «медсестре»- воспитателю;

    использовать только материал из "врачебного чемоданчика»

    оказывать помощь индивидуально, по очереди, привлекая всю группу в качестве консультантов.

Ход и вопросы для беседы придумывают педагоги.

Психическое здоровье ребёнка

Мы знаем, что здоровье – это состояние полного физического, психологического, социального благополучия, поэтому необходимо следить за душевным здоровьем ребёнка.

    Поддерживать у ребёнка положительную самооценку.

Не бывает плохих детей, бывают неодекватные поступки. Каждый ребёнок талантлив, лишь надо вовремя заметить этот талант и дать ему проявиться.

    Содействовать эмоциональному благополучию.

В хорошем состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.

    Помочь ребёнку осознать свои эмоции.

Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния.

    Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими.

Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ними о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка.

    Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением.

    Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время.

Работа с родителями

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решать только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников для формирования у родителей чувство ответственности за безопасность своего ребёнка. Давайте, определим ряд опасностей для ребёнка и составим в помощь родителям правила безопасного поведения.

    общение с незнакомцем;

    ребёнок и улица;

    общественный транспорт;

    ядовитые растения;

    контакты с животными;

    ребёнок дома.

Уважаемые родители!

Выучите вместе с детьми

правила безопасного поведения

Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами

    Оставаться все время рядом с друзьями, с людьми.

    Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притор­мозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины по­дальше.

    Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.

    Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).

    Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое- либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помоги­те, чужой человек!»

    Уметь сказать «нет» старшим ребятам, которые хотят втя­нуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмот­реть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево;

    Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.

    Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого че­ловека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.

Безопасность в общественном транспорте

    Маленьким детям нельзя ездить в общественном транспорте без взрослых.

    Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание

    Нельзя близко подходить к краю дороги во врем на автобус, особенно в период гололеда.

    Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и вы сажиров.

    Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые форточки.

    Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с ма ленькими детьми, инвалидам.

Если ребенок потерялся на улице

Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это может милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека) Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщине гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.

Безопасность на улице

    Не выходить на улицу без взрослых.

    Не играть на тротуаре около проезжей части.

    Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зе­леный сигнал светофора.

    Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомоби­лей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).

    Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару.

    Не привлекать к себе внимание манерой поведения.

Ребёнок дома

    Детям категорически запрещается пользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, вклю­ченными электроприборами.

    Детей старшего дошкольного возраста нужно научить пра­вильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.

    Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.

    Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

    Нужно уметь использовать телефон в случаях возникнове­ния пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в слу­чае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).

Контакты с животными

    Можно кормить бездомных животных, но нельзя их трогать и брать в руки.

    Можно погладить и приласкать домашних котенка или со­баку, играть с ними, но при этом надо учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам.

    Не подходить и не трогать руками любых животных с дете­нышами или птицу с птенцами, так как они часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

    Нельзя дразнить и мучить животных.

Встреча с ядовитыми растениями

Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дворе дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.

Резюме.

Н е пренеб­регайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каж­дый день будет безопасным!

Елена Негодаева
Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, мы все удивительные»

Цель : развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

Задачи : -позитивно настроить детей на совместную работу в группе;

Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

Формировать у детей уверенность в себе , повышать социальный статус каждого ребенка;

Способствовать снятию мышечного напряжения.

Оборудование : «волшебная коробочка» , предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти» , Смайлики веселого настроения, 2 сосуда : один темный с водой, другой светлый радостный без воды.

Ход занятия

1 этап. Организационный.

Ритуал приветствия. Приветствие : «Здравствуй, друг!»

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию :

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Упражнение «Настроение в кармашке» . Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова :

Утром рано поутру, в детский садик я иду.

И в кармашке я с собой настроение несу.

(если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти» )

Упражнение «Градусник настроения» .

Цель : снижение психоэмоционального напряжения .

Ведущий. Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, - это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!

2 этап. Мотивационный.

Сегодня я приглашаю вас в страну «Хорошего настроения» . Но что бы попасть туда, давайте соберем с вами чемодан в дорогу.

Упражнение «Чемодан»

Цель : развитие навыков общения

Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.

3 этап. Практический

Закройте глаза и представьте, что вы оказались в магазине зеркал. Открывайте глаза. Бывали в таком? Магазине, где продаются разные зеркала : маленькие, большие, круглые, квадратные – разные . Я выбираю водящего – он будет покупателем, а все мы – зеркалами. А что делает зеркало? Верно, отражает нас и наши действия.

Упражнение «Зеркала»

Цель : развитие наблюдательности и невербальных средств общения

Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!

Динамическая пауза «Сороконожка»

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, идет змейкой. Главная задача детей – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку» .

Давайте приведем себя в порядок. (Выполняется легкий массаж.) Нежно погладьте свое лицо - лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки. Теперь мы готовы продолжить наше путешествие.

Игра «Сосуд слез» .

Посмотрите, у нас на пути оказался какой-то сосуд, да это же «Сосуд слез» . В жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости.

Давайте совершим маленькое чудо : освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд «слезами радости» .

Вставайте цепочкой, я буду наливать воду из сосуда «слез печали» , затем будем передавать стаканчик со слезами, стараясь не пролить ни капли , и наполним сосуд «слезами радости» . (Воды в сосуде на стаканчика, педагог сам наливает воду в стаканчик из первого сосуда, а дети передают друг другу и улыбаются, последний ребенок переливает воду в яркий сосуд и возвращает стаканчик по цепочке назад).

Вот он сосуд со слезами радости! Молодцы ребята, что вы такие радостные и у вас хорошее настроение.

Игра «Ледышки и веснушки» . Этюд на физическое (мышечное) расслабление.

4 этап. Рефлексивный

Выбирайте снова карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрашивайте оставшуюся часть градусника настроения.

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Хорошего настроения» .

Какое у вас сейчас настроение?

Что вам сегодня больше всего понравилось?

Что помогло нам создать хорошее настроение? (верные друзья, товарищи, улыбка, интересное совместное занятие, дружба, сопереживание друг другу).

Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором «До свидания!»