>> Искусство >> Картины Сильвестра Щедрина


Брюллов, Карл. Портрет художника Сильвестра Щедрина. 1824. Русский Музей, Петербург.



  • Холст, масло. 65x88 см.
  • Полотно написано для графини В.П. Шуваловой-Полье.
  • Неаполь занимал важное место в жизни и творчестве Щедрина.
  • В Неаполь Щедрин переехал в 1825 году и был захвачен особым морским воздухом, живописными побережьями, пестрой толпой простолюдин.
  • Щедрин удостаивал своего внимания самые разнообразные набережные: Санта Лючию, Мерджеллину. Ривьера ди Кьяйа.
  • Неапольский художественный метод Щедрина претерпел значительные изменения по сравнению в предыдущим временем. Исчезает абсрагированность от натуры, манера становится свободной от традиций прошлого.
  • В начале улицы на холсте можно увидеть деревянный крест с распятием, справа - церковь Саннадзаро, слева - едва различимый силуэт острова Капри.
  • Особенного внимания заслуживает продуманность композиции. Учитывая, что картина писалась на заказ, не удивительно, что художник работает над ней более кропотливо, осознанно, внимательно подбирая цветовую гамму, выверяя свето-теневые переходы.


  • Щедрин, Сильвестр. Старый Рим. 1824.



  • Картина нарисована в 1824 - 1825 годах.
  • Это самая популярная картина Щедрина. Первый ее вариант появился в 1823 году.
  • По некоторым сведениям существует около 9 повторений-вариантов этой картины. Но ни один из них не является точной копией первоначального пейзажа.
  • Собор св. Петра резко смещен вправо и отодвинут от зрителя. В результате высвобождается огромное пространство, которое автор выписывает с поразительным реализмом, как живой, прозрачный, клубящийся воздух, пронизанный светом.
  • Слева над Тибром поднимаются жилые дома римского квартала Трастевере, где во времена Щедрина обитал не слишком «достаточный трудовой» народ.
  • Древний замок св. Ангела помещен справа. Он со своим массивным цилиндром призван уравновесить композицию.
  • Щедрин виртуозно выстраивает воздушную перспективу, сильно высветляя небо по мере приближения к горизонту и тем самым оживляя и углубляя его. Живости и реальности небу добавляют наплывающие справа облака, которых не было в ранних вариантах этой картины.
  • На переднем плане люди заняты повседневными делами, кто-то удит рыбу, кто-то яростно, по-итальянски, жестикулирует, кто-то мирно беседует.
  • Щедрин удачно оживляет реку добавлением ряби и показывая полоску пены от набегающих на правый берег волн.


  • Щедрин, Сильвестр. Грот во Флоренции. 1826.



  • Картина нарисована в 1829 году.
  • Холст, масло, 50x75 см.
  • Картина хранится в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П.Пожалостина, Рязань.
  • Это одна из самых великолепных картин в исполнении Щедрина.
  • В картине поражает все великолепие, красота, размах с каким художник написал эту красоту.
  • Захватывает дух, когда смотришь на город сверху.
  • Маленькие домики, огромное синее море, огромная бухта и маленькая группа людей, стоящая на склоне. Все такое противоречивое и такое прекрасное.
  • В Италии Щедрин работал рядом с Матвеевым, оказавшим на него некоторое влияние. Оно заметно в картине Колизей в Риме (1822), композиционно сопоставимой с Колизеем Матвеева, а также в полотне Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо (1829).
  • В этой работе, сохраняя классицистическую схему, Щедрин пытался преодолеть ее. Он внимательно наблюдал предметный мир, который отвлекал его от сочиненности пейзажного образа. Но создать единство цветовых отношений художнику пока не удавалось.
  • Другим важным открытием, изменившим "философию" пейзажа, стал свет, пронизывающий деревья и освещающий море. Свет сразу изменил понимание природы. Собственно, "окно в мир" открывалось с помощью освещенности визуального пространства. В связи с этим Щедрин пренебрег пониманием мира как мироздания.


  • В 1815 году был написан пейзаж «Вид с Петровского острова на Тучков мост».
  • Холст, масло. 77,5x111,5 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • Эта картина относится к раннему, российскому периоду творчества художника.
  • На творческую деятельность Щедрина в Петербурге (до отъезда за границу) приходится 6 лет.
  • Эту картину Щедрин писал в мастерской.
  • Если на итальянских картинах присутствует какая-то неуловимая легкость, то в "русских" картинах есть что-то от широты души русской.
  • Художник трактует городской пейзаж как парковый, делая акцент на его декоративности. На первом плане он изобразил деревья, на втором - водное пространство, а на дальнем поместил собственно видовое изображение.
  • На Васильевском острове располагалась академия художеств, с которой Щедрин был связан кровными узами. Тучков мост соединял Васильевский остров с Аптекарским, где стоял дом отца живописца.
  • Обратите внимание на сидящую фигуру с альбомом, изображенную на картине – это автопортрет художника.


  • Холст, масло. 42,5×60,8 см
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • Щедрин в Неаполе создал серию картин, посвящённых «пейзажному интерьеру» - верандам и террасам с зеленью и видами на заднем плане.
  • Мотив, изображённый на данной картине, художник назвал «Перголата», от итальянского слова пергола (pergola), что означает беседку, арку или крытую аллею из вьющихся растений.
  • Эта картина написана Щедриным уже в зрелый период творчества, когда он сформировался как творческая личность, преодолел академизм, научился виртуозно владеть холодной плэнерной гаммой и вернулся к яркому и жизнерадостному цвету.
  • Казалось бы самые простые элементы природы видятся художником невероятно возвышенными, эстетически прекрасными. Даже жильё человека, это лишь часть бескрайнего мира вселенной.
  • Полуденный покой и безграничное наслаждение настоящим моментом сопровождают жизнь бродяг, отдыхают, нежатся в лучах солнечного света.
  • Чтобы в полной мере выразить характер изображаемых им персонажей достаточно привести высказывание художника об итальянском народе: "Итальянцу не много надо, если он с голоду не умирает, то он счастливейший человек в свете".
  • Эта картина прекрасно передаёт мироощущение русских людей той эпохи, в восприятии которых Италия - это мир счастья, гармонии и романтики.


  • Картина нарисована не позднее 1825 года.
  • Холст, масло. 45x61 см.
  • Картина хранится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
  • Изысканный колорит картины, выдержанный в серовато-голубой и серовато-зеленой гамме, придает пейзажу особое, поэтическое очарование.
  • Между высокими деревьями открывается чудесный вид на озеро, за которым высятся окутанные нежной дымкой горы.
  • Сквозь причудливый узор листьев пробивается солнечный свет. Его блики ложатся на желтоватую землю, стволы и листву деревьев, гладкую поверхность озера.
  • Несмотря на то, что картина выполнена не особо яркими красками, но она как бы светится изнутри.
  • Художник совмещает два мотива: дорогу с идущими путниками и открывающееся в просвете между крепкими высокими деревьями голубое озеро, замыкающееся на горизонт высокой грядой гор.
  • Тончайше выписанная листва деревьев с переплетающимися ветвями создает подобие ажурных кружев, осеняющих вид на водоем. Солнечный свет, пробивающийся сквозь листву, ложится яркими бликами на дороге, серебрит холодную поверхность воды.
  • Щедрину удалось запечатлеть в этом произведении именно те "земли полуденной волшебные края", о которых писал А.С.Пушкин.


  • Картина нарисована в 1828 году.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • На картине ощущается предгрозье.
  • На остров Капри Щедрин впервые приехал в 1827 году, на девятом году пребывания в Италии.
  • Окруженный со всех сторон водой чудесный остров Капри с его скалистыми берегами, пещерами, гротами, веселым и беззаботным народом, здоровым воздухом очаровал Щедрина.
  • Именно в этом пейзаже усиливается драматизм изображения, что было вызвано печальными предчувствиями, охватившими Щедрина в связи с болезнью.
  • Ленивую негу, как будто разлитую в пейзаже, «искажает» темная туча, наплывающая слева и грозящая бурей. Близость ненастья почти осязательно ощущается зрителем.
  • Изображений солнца и «открытого» солнечного света мы не найдем на картинах Щедрина. Он предпочитает глубокий рассеянный свет, придающий дополнительную объемность деталям композиции.
  • Драматическое звучание этого полотна и предчувствие бури усиливают пенящиеся волны, мощно набегающие на берег.
  • Пейзажи Щедрина необыкновенно музыкальны. Эта музыкальность подчеркивается мягкими линиями гор и берега, перекликающимися друг с другом. Диагональ горы как бы удваивается диагональю мачты парусника.


  • Щедрин, Сильвестр. Неаполь 1819.



  • Картина нарисована в 1827 году.
  • Холст, масло. 47,5x60 см
  • Картина хранится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
  • Художник использовал в картине мотив "пейзажного интерьера", образованного зеленью деревьев и пронизанного светом и воздухом.
  • Местонахождение террасы с ее характерной архитектурой удалось установить благодаря рисункам, выполненным неизвестным художником-любителем XIX века. Среди них оказались зарисовки этой террасы с надписью, что изображено селение Капуччини близ Сорренто.
  • В наследии Щедрина насчитывается несколько картин, носящих название "Веранд" или "Террас". Композиционно картины были близки друг другу и пользовались большим успехом, и художнику поступали просьбы писать их снова и снова.
  • В этой картине значительное место уделено и жанровым сценам: здесь и отдыхающие в тени монахи, и мальчик с осликом, и нищий, облокотившийся о стену.
  • Люди в картине овеяны тем же настроением безмятежного и радостного спокойствия, что и природа.
  • «Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто» кажется наудивление воздушной. В картине отсутствует перспективный переход от первого плана с фигурой священника к бескрайним и глубоким далям неба и моря, но огромные, пронизанные светом пространства хорошо видны сквозь узор листвы.
  • Летом Щедрин обычно выполнял с натуры пейзаж, а зимой «населял» его людьми. Поэтому некоторые незавершённые работы мастера непривычно безлюдны.


  • Картина нарисована в 1828 году.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • Неаполь во второй половине 1820-х годов стал для Щедрина родным домом.
  • Неаполитанская ночь стала темой целой серии поздних работ художника, поражающих зрителя своей драматической, почти скорбной мелодией.
  • Из ночных картин Щедрина «уходит» звук, столь характерный для прежних «говорливых» его полотен.
  • Впоследствии драматическую тему Щедрина унаследовал Айвазовский, который всегда интересовался таинственными состояниями природы.
  • Холодный мертвенный свет луны заливает пространство картины, бросая таинственные отблески на людей, лодки и отодвинутые в глубину здания.
  • Теплые цвета костра контрастируют с холодными цветами лунного света, внося в картину дополнительное эмоциональное напряжение. Освещенные пламенем рыбалки в этих декорациях превращаются в людей, занятых каким-то «тайнодействием».
  • Мрачные тучи грозно нависают над городом, словно укутывая его в непроницаемый кокон.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • Картина – одна из первых в ряду видов Сорренто художника Щедрина.
  • Сорренто - город в Италии, располагается в регионе Кампания, подчиняется административному центру Неаполь.
  • Из 108 известных сегодня работ Щедрина в 47 мы обнаружим виды Сорренто и его окрестностей.
  • Именно в Сорренто Щедрин провел последние месяцы своей жизни, здесь он умер и похоронен. 2 мая 2007 года в городе торжественно открылась выставка работ Щедрина.
  • Дальние суда, изображенные несколькими эскизными мазками кисти, подчеркивают скрывающуюся в легкой дымке даль, углубляя пространство картины.
  • Передний план с ближней скалой и зияющей в ней пещерой погружен в тень, контрастируя со светлыми тонами морских далей и высокого неба. Этот контраст усиливает ощущение воздушности изображения.
  • Узкая полоса берега плотно обжита людьми, занятыми повседневными делами и своим движением еще более оживляющими композицию.
  • Излюбленный прием, который мы встречаем во многих работах Щедрина второй половины 1820-х годов, - оживление композиции путем включения в нее наклонной мачты со свернутым парусом. Тем самым намечается диагональ, разрушающая статичную «прямоугольность».

  • http://veniamin1.livejournal.com/61290.html