Чистильщики обуви. Чистка обуви на улице — традиции и суть Чистка обуви на улице

А может быть, нам стоит вернуть чистильщиков обуви на улицу?

1.
Крым 1900-е гг.

***
Подойди ко мне поближе,
Крепче ногу ставь сюда,
У тебя ботинок рыжий,
Не годится никуда.

Я его почищу кремом,
Чёрной бархаткой натру,
Чтобы жёлтым стал совсем он,
Словно солнце поутру.

Осип Эмильевич Мандельштам. 1926

2.


Крым 1900-е гг.

3.


Крым 1900-е гг.

"Этим архивным фотографиям Крыма, вероятно, более ста лет. Мы спасли их от полного уничтожения, выхватив из мусорного контейнера. Фотографии были упакованы в пакетик с надписью «Крым 1900-е гг.». Судя по штампам с инвентарными номерами, они хранились в каком-то учреждении: издательстве или архиве. Потом эти архивные фотографии Крыма кто-то вынес на помойку.

Листовая фотопленка была сильно повреждена временем и небрежным обращением. Понимая, что полноценная реставрация невозможна, и эти фотопленки из Крыма, все равно, погибают, мы оцифровали то, что хоть как-то поддавалось сканированию и пересъемке. И вот перед нами цифровой альбом «Крым 1900-е гг.». Выборочные фотографии из этого альбома мы решили вам показать".
Авторы текста Игорь и Лариса Ширяевы. http://www.interesmir.ru/arhivnyie-fotografii-kryima
Подробнее Архивные фотографии Крыма 1900-е гг., спасенные от уничтожения (33 фото)

4.

Чистильщик обуви
***
А я сожгу все акции свои
И лимузин свой подарю шоферу.
Сотрудникам проблею о любви.
Нахлебников оставив глупых свору.

Куплю себе огромный черный ящик,
Две пары щеток, ваксы про запас
И обувь стану чистить, в настоящем
Пусть блеск ее людской ласкает глаз.

В моих руках пускай гарцуют щетки,
Туфлям пусть предают небесный свет.
Я буду пьян, от воска, как от водки.
Сияния ботинок лучше нет...

Блестят штиблеты, как огни Бродвея.
Даруют дикий шик и аромат
И счастьем этим бешено хмелея
Я буду счастлив, от того богат.

В мои карманы потекут монетки
От всяких франтов в черных башмаках.
И несомненно местные кокетки
Узнают, что весь блеск в моих руках.

Ну вот и все, о чем мечтать могу я.
Меня слепят огни ваших штиблет
И щетки кружат, бешено танцуя,
Даруя мне мой к счастию билет.
Игнатовы http://www.stihi.ru/2014/05/08/11135

5.

7.

8.

9.


.

10.


Жюль Бастьен Лепаж (1848-1884) – французский художник. В 1879-1882 годах путешествовал по Англии, там написал картину «Чистильщик обуви в Лондоне»

Если я не ошибаюсь, читателям не приходилось пользоваться услугами уличного чистильщика. Они исчезли, их больше нет. А было время, когда вам позарез нужна была чистая обувь и тут рядом вы видели будку, в которой за небольшую плату (уже не помню, сколько) вы могли получить желаемое.

Вы садились на стул, ставили ногу на специальную подставку, мастер своего дела вставлял в ваш туфель или ботинок защитные козырьки с боков и начинал работать щетками. Потом в ход шла бархотка, которая придавала вашему (иногда порядком поношенному) туфлю-ботинку сказочный зеркальный блеск. Потом он стучал щеткой по подставке, что означало: «Смени ногу!»

11.


На эти воспоминания наводит картина Жюля Бастьен-Лепажа «Чистильщик обуви в Лондоне» (1882 год). Симпатичный мальчик в униформе стоит, опершись на столбик. Возле него слева – подставка для ноги клиента. На нем – красный пиджак с темно-коричневым воротником и такого же цвета манжетами.
Самая интересная деталь – на пиджаке слева висит бляха с надписью и номером. Надпись обозначает организацию, от которой этот мальчик работает – «Black Shoe Home» («Дом Черного Ботинка»), и место его работы, Марилебон – богатый район Лондона.

12.

Номер на бляхе говорит о том, что таких чистильщиков несколько. Историки пишут, что с 1851 года лондонская Бригада Черного Ботинка, основанная Джоном МакГрегором и лордом Шефтсбери, обеспечила постоянной и хорошо оплачиваемой работой детей, которые зарабатывали себе на жизнь чисткой обуви. Вечером они учились в школе для обездоленных детей – это бесплатные школы, существовавшие в Англии с 19 века, в которых дети получали питание и одежду.

Через эти школы в 1844-1881 годах прошли – по приблизительным оценкам – около 300 000 детей. Сегодня в Лондоне существует музей таких школ. А создавалась бригада так: однажды три учителя одной из таких благотворительных школ шли по улице, и один из них сказал, что в Париже видел чистильщиков обуви.

«А может быть, нам стоит вернуть этих мальчиков на улицу?»

Идея была воспринята, пятерых мальчиков обучили чистить ботинки, и в последний день марта 1851 года они в первый раз вышли на работу в ярко-красной униформе (почистить туфли стоило один пенни). Нельзя было назвать эту работу легкой: над мальчиками издевались их нищие сверстники, давали им обидные клички, весьма вероятно, иногда их били ни за что, просто так.

В 1869 году общество Черный Ботинок насчитывало 377 чистильщиков, которые в 1869 году принесли доход 8 830 фунтов стерлингов. В этом же году 50 мальчиков в красной униформе работали в центральной бригаде, 10 – в бригаде Марилебон (униформа – красное и черное), 6 – в Айлингтоне (коричневая униформа), 11 – в лондонском Сити. Вернемся к картине Бастьен-Лепажа.

Нельзя сказать, что у мальчика радостная жизнь: в его глазах читается тоска, руки в ваксе, пятно от ваксы на лице, под правым глазом – след синяка. Его не радует, что после рабочего дня (сколько он длился в то время – не меньше восьми часов, а сейчас только полдень) ему надо еще сидеть за партой.

Ни один человек не мог бы предсказать будущее чистильщика обуви. Сегодня известно, что чистильщиками были Луис да Сильва – президент Бразилии, Алехандро Толедо – президент Перу, Род Благоевич – губернатор штата Иллинойс, США.

Что сталось с этим печальным мальчиком? Нет ответа...
Автор: Борис Рохленко
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-71351/

Почему в России из-за повсеместной грязи автомойки на каждом шагу, а чистильщиков обуви я ни разу не видел?
Ответ на этот вопрос кроется в наших понтах. В нашем "православном" обществе люди предпочтут сидеть на пособиях, вымогать, просить милостыню, грабить, убивать, вступать в МММ, но пасть столько низко, что бы чистить кому-то обувь - это ниже нашего достоинства.
Кстати, именно из-за этих понтов - бизнес будет супердоходным.

* Нет ничего зазорного в том, что бы почистить обувь другому человеку. Если ты воспринимаешь другого как равного, то у тебя даже мысли такой не появится. А вот именно этого и нет в нашем обществе. Каждый из кожи лезет, что бы доказать, что он король, а все остальные говно. И ты это называешь достоинством?
(Reply) (Parent) (Thread)

13.


Памятник чистильщику обуви в Баку, Азербайджан
Современные чистильщики обуви:

14.

Фото с сайта http://www.sunhome.ru/foto/chistiljshhik-obuvi

15.


Фото с сайта http://ruvesna.ru/obshchestvo/1249253806?page=117
http://www.antisled.ru/clauses/chistka-obuvi/

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

16

17.


Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка..

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

18.

Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней!Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.
Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?

Цели показать все подобные палатки в Москве у меня не было, их слишком много:)

Этническая организация предпринимателей-ассирийцев, занимающихся в Москве ремонтом и чисткой обуви, просит у Сергея Собянина защиты. По мнению людей, палатки бытового обслуживания должны быть избавлены от аукционов как социально значимые объекты. Ремонт - та сфера, где оценивать нужно качество, а не готовность заплатить за лот, считают эксперты.

Московское ассирийское общество «Хаядта» обратилось с открытым письмом к мэру Москвы Сергею Собянину. «На открытых аукционах по заключению договора на размещение нестационарных объектов происходит рейдерский захват палаток бытового обслуживания по ремонту обуви, одежды, часов, изготовлению ключей, металлоремонту», - пишут его авторы (документ есть в распоряжении «МН»). Основанием для заявлений стали прошедшие в последние месяцы аукционы на размещение нестационарных объектов торговли, на которых со всеми наравне разыгрывались палатки бытового обслуживания. «Таких палаток около 50 по всему городу, - говорит зампредседателя «Хаядты» Феликс Тумасов. - Там ремонтируют обувь, часы, ключи. Все своими руками делают профессионалы».

Артель «Московский чистильщик» ассирийцы создали в 1928 году. Мастерам выдали участки под киоски, в которых началась чистка обуви и бытовой ремонт. Артель была распущена в 1989 году, и ее члены стали индивидуальными предпринимателями. Многие из чистильщиков передавали бизнес по наследству.

Торги на право размещения ларьков в основном завершены. Однако, как замечают причастные к «ремонтному» бизнесу, новые владельцы не спешат организовывать бытовые услуги на выигранных местах. По мнению предпринимателей, рассчитывающих на помощь мэрии, это может свидетельствовать о нечестной игре. Они считают, что палатки по ремонту как социально значимые объекты не должны выставляться на аукцион или в крайнем случае для них должны проводиться специализированные конкурсы.

«Теперь люди, которые проработали на одном месте больше десяти лет, оказались на улице», - сокрушается Тумасов. По его словам, к этнической организации «Хаядта» уже примкнули многие, кто также пострадал от аукционов.

«Специфика бытовых услуг - это не специфика торговли, - считает Иван Лебедев, бывший владелец шести палаток по ремонту в Западном административном округе. - Нужен год, чтобы вырастить мастера». Доход от «раскрученной» точки может достигать 100-150 тыс. рублей в месяц. Но в первые месяцы он вряд ли превысит 40 тыс. рублей. Право торговать на месте одной палатки Лебедева стоило новым владельцам около 250 тыс. рублей. «Полмиллиона стоит новый павильон, а его еще нужно электрофицировать, заключить договоры на вывоз мусора, на воду, - рассказывает Лебедев. - А через три года снова будут аукционы».

В префектуре Западного округа, получившего от общества «Хаядта» больше всего нареканий, считают, что ничего страшного не происходит. «Есть законы, общие для всех, - заявила официальный представитель префектуры ЗАО Ольга Вельдина. - У нас все объекты - социально значимые. На все проводятся конкурсы».

«Есть люди, у которых в районах сложилась своя клиентура. Люди знают мастера и к нему идут», - считает Александр Попов, председатель Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса. По его мнению, на аукционе вымывается суть - качество услуги. «Аукцион дает грубую количественную оценку, где все меряется деньгами. А ведь это вопрос сервиса, поэтому аукцион проблемы не решает, - уверен Попов. - Услуги того, кто заплатит городу больше, будут стоить выше». Если люди работают 15 лет, значит, их палатка рентабельна и удовлетворяет население, считает глава профсоюза. «Система конкурсов нужна, но основную роль должны играть качественные показатели, а для этого чиновникам нужно сотрудничать с предпринимателями», - полагает он.

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Марк Луцкий
Воспоминание о чистильщиках обуви
Вы помните – шустры и споры,
С глубокой древностью в очах
Чистильщики сапог – айсоры
Сидели в будках на углах?
Их руки действовали хитро,
Шло колдовство во всей красе!
А кремов пестрая палитра
В коробках из-под монпасье!
А взмахи полукруглой щеткой!
А отблеск зайчиков-зеркал,
Когда малиновой бархоткой
Чистильщик башмаки ласкал!
Который ярче? Ну, который?
Как будто свет шел от земли!
Куда девались вы, айсоры?
Ужель в Ассирию ушли?

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?
UPD: Юрий Рост писал. Вот его снимок.

Грязная и испачканная обувь это всегда неприятно, особенно в условиях города и вечной занятости это часто становится настоящей проблемой. Иногда приходится прибегать к подручным средствам, таким как салфетки или тряпочки.

Но как правило придать достойный вид обуви подручными средствами практически невозможно, максимум, что можно сделать - это удалить грязь. В такие моменты на помощь приходят пункты по чистке обуви от BARKER. Быстро и качественно обувь обретает элегантный вид, поверхность и подошва обретают чистую поверхность!

Где почистить обувь в Москве?

Вот уже много лет, тысячи москвичей и гостей столицы пользуются услугами пунктов по чистке обуви от мастерских BARKER. Достаточно выбрать ближайший пункт, это кстати можно сделать через раздел “контакты”, приехать туда и Вы получите высококачественную чистку Вашей обуви, в каком бы состоянии она не была.

Мастера подберут качественные материалы, аккуратно удалят грязь, обработают кремом для обуви и начистят ее до блеска если нужно!

Вы удобно расположитесь на роскошном кресле, у Вас будет несколько минут тишины и покоя, в то время, когда мастер будет работать с Вашей обувью.

Важно знать, что после такой профессиональной чистки, обувь сохраняет лоск и водоотталкивающие свойства еще долгое время.

У нас Вы сможете не только почистить обувь, но и сдать в ремонт или химчистку Ваше любимое изделие (обувь, куртку или сумку).

Пункты чистки обуви в Москве.



Внимание! Новая услуга от мастеров BARKER по чистке обуви.

В последнее время стало актуальным удивлять гостей новомодными фишками. Организаторы различных мероприятий - банкетов, свадеб, раутов, акций в новомодных магазинах и торговых центрах - предлагают своим посетителям Чистку обуви на кресле. Услуга пользуется успехом у гостей!

Профессиональный шушайнер в белой рубашке, в белых перчатках, используя профессиональные чистящие средства, очистит до блеска обувь каждого, кто пожелает расположиться в уютном кресле и воспользоваться этой новомодной приятной услугой, любезно предоставленной организатором мероприятия.

OFFICEPLANKTON учит, как нужно чистить обувь. Для начала мы представляем крутое, обучающее видео, которое понравится всем кто хочет, чтобы его обувь блестела, подобно драгоценным камням.

Правильный уход за обувью по методу чистильщиков обуви.

Честно сказать, мы даже не думали, что профессия чистильщика обуви существует в наши дня. Однако, были приятно удивлены видео, которое случайно попалось нам на глаза. Первые впечатления — очень стильно и эффектно смотрится сам процесс. Кроме того насколько же он захватывающий.

Профессия чистильщика обуви появилась в 18 веке и была актуальной до того момента, пока гуталин не стал такой редкостью, какой был. Когда он появился в каждом доме, актуальной профессии начала падать. Наибольшую популярность эта профессия приобрела в конце 19 века.

Сегодня можно встретить представителей этой профессии только в качестве развлечения для туристов. Опытные мастера чистки обуви на глазах клиента превращают его старые поношенные ботинки в нечто чистое и блестящее. Без использования гуталина, только натуральные, дорогие крема, которые тщательно подбираются под различные нужды клиентов. В довершение сего ритуала, отрезок сухой и чистой ткани натрет ваши туфли до поистине потрясающего блеска.

Поэтому неважно умете вы чистить свою обувь или нет, как это делают профессионалы, вы узнаете из видео ниже.